Групповая консультация "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
консультация (младшая группа)
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка, другая формированием его деятельности. Другиеновообразования этого возраста раскрываются в данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года» | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
Подготовила: педагог-психолог Пархоменко И.Н.
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребёнка, другая формированием его деятельности. Взрослый становиться не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становиться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Речь.
Речь становиться более сложной и развёрнутой. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. С помощью этих разговоров ребенок удерживает в памяти, поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Игры.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Творчество.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других.
Мышление.
В младшем дошкольном возрасте развивается деятельность. Дети от использования эталонов - индивидуальных единиц восприятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Преобладающей формой его мышления становиться наглядно-образное мышление. Ребенок оказывается способным не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов
Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться так же их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что повышается активность ребенка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и координированными становятся движения. В разных видах деятельности и в повседневном поведении ребенок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться, малыш быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий.
Трехлетний дошкольник медлителен в своих действиях любого содержания. Для него значимо лишь указание, что делать. Инструкция задается последовательно: что сейчас делать, из чего, чем, как, что же получилось. У ребенка повышается восприимчивость к художественным произведениям, к ритму, рифме. У него растет интерес к слушанию сказок, стихов, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых. Ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку. Он различает контрастное настроение произведений, узнает знакомые песни и пьесы, называет их.
Резко возрастает любознательность ребенка. Особенно велик его интерес к причинам явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
Малыш ощущает потребность в теплоте, внимании, любви. Это дает ему возможность испытать чувство защищенности, помогает ощутить свою значимость, адаптироваться к новым условиям.
В раннем возрасте возникает тенденция к самостоятельной деятельности. «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно определение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существует явные признаки такого отделения, которые проявляются в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, обесценивании взрослых.
- Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.
- Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
- Строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома, в детском саду.
- Своеволие - стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать.
- Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как - будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ним.
- Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физиологические и психологические особенности детей 3-4 года
Ваш ребенок может любить делиться с другими своими игрушками и в то же время требовать того же от окружающих. Стремится к общению с окружающими – как с взрослыми, так и с детьми. В этом возрасте...
Консультация для родителей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 6-7 лет"
Основные особенности возраста 6-7 лет: какие изменения происходят в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии будущего первоклассника...
Консультация для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года»
Публикуемый материал консультации для родителей «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3-4 года» содержит информацию об этих особенностях, а также даются рекомендации по...
Консультация для воспитателей "Возрастные физиологические и психологические особенности детей 4-5 лет"
Публикуемый материал содержит информацию о возрастных физиологических и психологических особенностях детей 4-5 лет. Кроме того раскрыта роль игры в формировании личности ребенка....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Возрастные физиологические и психологические особенности детей 3–4 года»
Консультация разработана для родителей детей 3-4 лет....