Консультация для родителей "Знакомство с окружающим миром через игру"
консультация

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.  Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_okruzhayushchim_mirom_cherez_igru.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Федоровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52» г.о.г. Арзамас, Нижегородской области  

 

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.  Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений. 

Советы по организации знакомства с окружающим миром:

  1. Во время прогулок отмечайте сезонные изменения, понаблюдайте за окружающей природой, за жизнью растений и животных, работой людей, машинами и т.д.
  2. Разнообразьте ежедневные прогулки с малышом сюрпризами (например, приподнимите листик, под которым прячется жучок), наблюдениями, дидактическими играми, трудовыми занятиями. Какие у городского малыша могут быть трудовые занятия на прогулке? Зимой, например, можно «расчистить» от снега небольшую тропинку, подсыпать в птичью кормушку хлебных крошек, осенью или ранней весной – сделать сточную канавку для лужи, сгрести в кучку листву и палочки, весной и летом можно сажать и поливать растения на газончике рядом с детской площадкой. Если у вас есть дачный участок, то посильных занятий для ребенка можно придумать еще больше. 3. Позволяйте ребенку активно действовать с предметами и материалами, подсказывайте, как можно применить в жизни, сделанные ребенком открытия. Например, губка впитывает воду. Поэтому ею можно вытирать стол, если что – то пролил.
  1. Позаботьтесь о том, чтобы предметная среда, в которой растет ваш малыш, была развивающей. Желательно, чтобы ребенку были доступны предметы, различные по своей природе и свойствам, в том числе природные материалы: песок, глина, вода, камешки.  

Если вы живете в городской квартире, то дома должны быть комнатные растения.

  1. Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.  Ребенок должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые – лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит «перегибать палку», все хорошо в меру.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. 

В правилах игры заложен более глубокий смысл – познания мира и воспитания определенных нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игровой задачи, достижения успеха.

В какие игры вы можете поиграть дома:

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, ребенок должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • Игра «Четвёртый лишний»:

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Что лишнее?

  1. Береза, ель, клен, рябина. (Ель—хвойное дерево) 
  2. Кошка, собака, коза, лев (Лев – дикое животное) 
  3. Яблоко, банан, груша, огурец (Огурец – овощ) 4. Муравей, бабочка, кузнечик, ёжик (Ёжик – животное) 
  4.  Игра «Угадай игрушку:

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

На столе выставляются 3 – 4 знакомые игрушки. Взрослому нужно описать игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

  • Игра «Скажи наоборот»:

Цель: расширять словарь антонимов.

смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

  • Игра «Назови одним словом» 

Цель: закрепить обобщающие понятия:

Диван, кресло, стол, шкаф – мебель,

Чашка, блюдце, тарелка, кастрюля - посуда, Кузнечик, жук, муравей, оса – насекомые, Корова, коза, мышь, осел – животные,

Воробей, голубь, синица, снегирь - птицы,

Карась, камбала, щука, сом – рыбы,

Лисички, подберезовик, опята, маслята – грибы,

Машина, автобус, грузовик, мотоцикл – транспорт,

Сандалии, туфли, кеды, кроссовки – обувь,

Овощи, фрукты, игрушки, инструменты и прочее.

Возможности игры:  

  • Игры формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о стране, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.  
  • С помощью игр дети приучаются самостоятельно думать, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
  • Игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, учат правильно выражать свои мысли.
  • Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся.  Успех проведения игры зависит во многом от настроения и взрослого и ребенка.

Играйте с удовольствием и радостью!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ознакомление с окружающим миром через игру

Занятие по окружающиму миру где детей знакомим с домашними и дикими животными через игру....

Консультация для родителей "Знакомство с окружающим миром через игру"

Учимся играя! Практически решить эту проблему сумел наш современник, теперь хорошо известный всем Ш.А. Амоношвили. Он показал, как через  игру можно ввести ребенка в сложный мир познания....

«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...

Презентация на тему: "Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность"

Познание окружающего мира через игру и экспериментальную деятельность...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: " Восприятие окружающего мира через изобразительную деятельность"

Восприятие окружающего мира через изобразительную деятельность...

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....

«Знакомство с окружающим миром через игру» Консультация для родителей

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра....