«Доверительное общение в семье, имеющей ребёнка с речевыми нарушениями»
консультация

Малахова Елена Николаевна

Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательной работы: специалиста, ребёнка и родителей. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doveritelnoe_obshchenie_v_seme.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Доверительное общение в семье, имеющей ребёнка с речевыми нарушениями»

С первых дней рождения общение становится для человека  основной формой его жизнедеятельности. Этапы развития общения у нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с отклонениями идут в соответствии с одним и теми же закономерностями, но отсрочены во времени. Во всех этих процессах большую роль играет речь.

Особенности общения детей с речевыми нарушениями проявляются с различной степенью выраженности и зависят от уровня речевых расстройств. Задержка на том или ином этапе онтогенеза общения проявляется на когнитивном, эмоциональном, поведенческом этапе. Такие речевые и коммуникативные затруднения оказывают негативное влияние на развитие детей.

Процесс создания и совершенствования форм организации коррекционной работы с детьми с речевой патологией возможен на основе взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательной работы: специалиста, ребёнка и родителей. Одним из значимых факторов в такой работе выступает активное и целенаправленное привлечение родителей к участию в обучении ребёнка.

Меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами, не всегда достигают своей цели. В связи с этим возникла необходимость конструирования модели взаимодействия специалистов и родителей по формированию доверительного общения.

Общение – процесс, отражающий направленное участие одного человека в жизни другого, сопровождаемое потребностью в совместной деятельности и в уважении участников друг к другу.  Сущность доверительного общения заключается в наличии таких взаимосвязанных признаков, как:

социальный, т.е. наличие в актах доверительного общения определённого расстояния между партнёрами, выражаемого в социальном статусе взрослого и ребёнка;

психологический – присутствие в доверительном общении особой эмоциональной близости партнёров;

биологический, характеризующийся присутствием в доверительном общении непосредственной связи с физиологией человека, его здоровьем, предполагает перемену состояний человека к лучшему;

культурологический, отражающий в актах доверительного общения существование исторически отработанных высоких духовных достижений;

педагогический как показатель педагогического такта, гуманной установки педагога, безусловной любви к воспитаннику и веры в возможность его развития.

Мы рассматриваем доверительное общение через призму детско-родительских и внутрисемейных отношений. Готовность родителей к доверительному общению в семье – это динамично развивающееся качество, проявляющееся на субъективном уровне общения с детьми в виде системы, которая обеспечивает адекватное отображение образа ребёнка и способствует выстраиванию бесконфликтных доверительных отношений во взаимодействии с ним.

Создание и широкое использование различных форм педагогической работы для повышения педагогической и психологической грамотности родителей, поиск новых подходов к решению проблемы обучения и воспитания детей с речевой патологией требуют особенного внимания к работе с семьёй и прежде всего формирования готовности родителей к доверительному общению с детьми.

Работа с родителями детей с нарушениями речи должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и осуществляться регулярно и целенаправленно. Специалистам образовательных учреждений необходимо обладать профессионально компетентными представлениями о содержании различных видов помощи родителям (психологической, социально-педагогической, юридической, медицинской) а также о формах, методах её оказания; всесторонне изучать семью как социокультурную микросистему и каждого её члена как личность; отслеживать результаты и вносить необходимые изменения.

При всём разнообразии форм проведения работы с родителями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения работы; ориентированность на конечную цель; учёт родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия, а также учёт особенностей функционирования и знания типологии данной семьи.

Дополнительная информация о вопросах варьирования методов воздействия на формы и виды общения с ребёнком помогает специалисту работать с представлениями о семье, учитывать особенности самих родителей и потенциал ребёнка. Очень важно подходить к процессу помощи семье с осторожностью, не торопиться расставлять акценты и быть готовыми вместе с семьёй проходить путь необходимых изменений. Разработка эффективных методов помощи семьям, применение адаптированных к ним моделей воспитания, защита их прав и свобод – основа гармоничной жизни с нестандартным ребёнком и его успешной интеграции в обществе.

Литература:

Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

Сергачеева В.П. Азы общения. СПб.,  2002.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....

Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй. Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Семья, им...

Конспект интегрированного занятия "Викторина "Что? Где? Когда?" с детьми средней группы, имеющими зрительные и речевые нарушения.

Конспект интегрированного занятия "Викторина "Что? Где? Когда?" с детьми средней группы....

Статья "Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями"

Описание форм взаимодействия педагогов, учителя-логопеда и родителей при реализации социально-коммукативного направления....

Консультация для родителей "Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи". (советы логопеда)

В семьях, где растёт ребёнок с нарушением речи, считают, что всё исправится само собой, и это относится к возрастным особенностям. Какую помощь должен получать ребёнок дома от родителей?...