Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями
статья по логопедии на тему

В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй. Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Семья, имеющая ребёнка с речевыми нарушениями, часто попадает в изоляцию, так как родители обычно ограничивают общение с окружающими, с социумом.  Серьёзной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями

Коробова С.А., учитель-логопед, дошкольных групп МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области

В настоящее время актуальным является острая потребность работы ДОО с семьёй. Современные условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Семья, имеющая ребёнка с речевыми нарушениями, часто попадает в изоляцию, так как родители обычно ограничивают общение с окружающими, с социумом.  Серьёзной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Анкетирование в начале года помогает нам выявить, что в первую очередь волнует родителей, какими знаниями коррекционной педагогики и логопедии они владеют, что нового хотят узнать, что ждут  от логопедических занятий.  В результате мониторинга, проведённого в нашем учреждении, используя анкетирование «Нужна ли Вашему ребёнку помощь логопеда?» и диагностические методики по определению нарушений звукопроизношения, мы получили такие данные:

88% родителей подтвердили необходимость помощи логопеда;

69% детей ДОО имеют дефекты звукопроизношения;

У 43% воспитанников нарушен фонематический слух.

Почти всем участникам образовательного процесса нужна логопедическая помощь. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребёнку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Логопедические группы не могут принять всех нуждающихся. Со стороны педагогических работников ДОО неправомерно отказывать детям в оказании логопедической помощи, так как в этой ситуации будут нарушаться права ребёнка. Дети с ОВЗ, имеющие речевые нарушения, живут и развиваются в общеобразовательных дошкольных группах. Поэтому важно организовывать сотрудничество путем консультативно-коррекционной  деятельности, подразумевающей тесную взаимосвязь в работе по преодолению нарушения между учителем-логопедом, воспитателями группы, которую посещает ребёнок, самого ребёнка и его родителей. Для того, чтобы работа учителя-логопеда с родителями осуществлялась конструктивно, необходимо привлекать их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Очень важно вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, уметь предложить свой способ оценки их потребностей и оказать помощь родителям в приобретении умений наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также способствовать ему. Данное направление реализуется в активных формах взаимодействия с родителями.

Мы начинаем устанавливать определённые контакты с семьями ещё до первого «официального» дня прибытия ребёнка. Приглашаем  родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятий.  При  посещении сотрудниками семьи на дому используем карту обследования жизненного пространства ребёнка. Предоставляем родителям письменную информацию об учреждении.

Последующие контакты и связь между родителями и коллективом осуществляются при ежедневном  непосредственном общении, когда родители приводят и забирают детей. Много информации мы получаем из  неформальных  бесед о детях («Разрешите поговорить о …») или запланированных встреч с родителями. Информирование родителей сложный и деликатный момент. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии детей.  Знакомим родителей с письменными материалами об их детях, предлагаем принять участие в мероприятиях группы. По желанию родителей  имеет место совместное планирование семейного досуга (информационный стенд «В свободную минутку»), совместные походы выходного дня.

Руководя деятельностью родителей, учитель-логопед, как активный участник коррекционного процесса, должен обратить внимание на различные моменты: поэтапное выполнение заданий логопеда и затруднения при  усвоении нового материала, какие навыки необходимо закрепить дома. При регулярных контактах с родителями логопед может продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать рекомендации для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребёнка, об особенностях работы с ним.

Консультации, семинары-практикумы, совместные практикумы с детьми, детско-родительские проекты,  совместные развлечения позволяют познакомить родителей с различными игровыми приёмами, направленными на развитие речи дошкольников. Данные формы сотрудничества стимулируют у них мотивированное отношение к коррекционной работе с детьми.

Подборка методической литературы по проблеме помогает родителям осуществлять речевое общение с детьми вне дошкольного учреждения. Эффективными стимуляторами являются наглядные формы работы: оформление стендов «Что можно сделать для развития речи дошкольников?», фотовыставок «Как мы провели лето!», папок-передвижек «Мастерская слова», выпуск речевых газет «Речецветик» (сами родители подбирают рублику «Говорят дети»), буклетов «Учите детей говорить правильно», листовок «Речевое развитие детей» с практическими советами, игровыми упражнениями, теоретическим материалом.

Дни открытых дверей для родителей проводятся с целью увидеть, как занимается их ребёнок, познакомиться с работой учреждения.

Разнообразные формы работы позволяют повысить уровень психолого-логопедической компетентности родителей, вселить уверенность в своих силах. Родители осуществляют  реальный вклад в развитие своего ребёнка:

  • постоянная демонстрация своей заинтересованности в качестве звукопроизношения ребёнка, всегда и везде исправление ошибок в речи ребёнка;
  • пример взрослых: ясная, четкая, грамматически правильная речь, показ правильной артикуляции звуков;
  •  обязательная похвала за каждое волевое усилие ребёнка, направленное на самоконтроль;
  • продолжение совместной деятельности дома по программе группы и выполнение вместе с ребёнком домашнего задания.( Никакая  самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющих различные речевые нарушения).
  • развитие связной речи (беседы «по душам» с использованием ребёнком полных предложений; рассказывание знакомых сказок; просмотр фильмов и телепередач с последующим обсуждением);
  • привлечение детей к посильной помощи дома с целью развития общей и мелкой моторики (перебирать крупу; чистить отварной картофель и яйца, лепить пельмени; пришивать пуговицы и т.д.)
  • ведение дневников выходного дня, дневников развития ребёнка и  т.д.

Таким образом, систематическое и планомерное коррекционное обучение учителем – логопедом всех участников образовательного процесса способствует повышению мотивации у детей к преодолению речевого нарушения. Дети с удовольствием общаются в процессе организованной образовательной деятельности. За последние 2 года речь детей в рамках звуковой культуры улучшилась на 33%, нарушение фонематического слуха отмечается  только у 22% детей ДОО.

Дальнейшая работа нашего коллектива будет направлена на формирование связной речи дошкольников. Планируется осуществление проекта «Единый речевой режим в ДОО и дома».

Хочется подчеркнуть, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников. Радует детей, и, конечно же, их родителей созерцание результатов своего труда.  Родители активно интересуются успехами своих детей, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогают им, а родительский авторитет и совместная деятельность безотказно действуют на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и педагога-психолога

В данной статье описывается опыт взаимодействия с родителями в форме практических семинаров....

Статья "Формы сотрудничества педагогов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями"

Описание форм взаимодействия педагогов, учителя-логопеда и родителей при реализации социально-коммукативного направления....

Формы работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями

М атериал для специалистов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРИ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. Совместно с логопедом....

Повышение уровня компетентности родителей имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада.

Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь р...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями...