Мастер-класс для родителей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: Использование музыки для коррекции поведения ребенка
консультация

Часто случается, что у детей с тяжелыми нарушениями развития с их несформированностью эмоционально-волевой сферы в поведении появляются проблемы: они проявляют нежелательное поведение, агрессию, беспричинные эмоциональные всплески, или начинают бесцельно кружить по группе. И тут нам на помощь часто приходит музыка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями развития:

Использование музыки для коррекции поведения ребенка

Часто случается, что у детей с тяжелыми нарушениями развития с их несформированностью эмоционально-волевой сферы в поведении появляются проблемы: они проявляют нежелательное поведение, агрессию, беспричинные эмоциональные всплески, или начинают бесцельно кружить по группе. И тут нам на помощь часто приходит музыка.

Говорим:

А давайте поиграем в паровозик

А давайте потанцуем

Хотите послушать песенку про пчелку?

Дети всегда охотно соглашаются, и если даже не участвуют непосредственно, то наблюдают. Удивительно, насколько организующим и успокаивающим является этот вид деятельности, помогает сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.

Итак, что же такого необыкновенного в музыке, что даже есть такие направления как музыкальная терапия, танцевальная терапия.

  1. Музыка – это всегда игра. Дети сами часто просят включить песни.
  2. Музыка влияет на эмоции. Дети очень чувствительны к восприятию музыки, они на нее реагируют очень открыто. Музыку используют в качестве коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере.
  3. Музыка активизирует все виды восприятий: слуховое, зрительное, тактильное. Разнообразие впечатлений от музыки позволяет сенсорно насытить ребенка.
  4. Большую роль играет ритм. Он помогает в регуляции активности. С его помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Например, вы можете, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играет, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это поможет ему активизироваться. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то ему подойдет спокойная классика и он немного успокоится. (в буклетах у вас есть примеры таких музыкальных воздействий)
  5. Музыка требует координации ног, рук, глаз, всего тела, речевого аппарата. При этом развивается межполушарное взаимодействие, то есть совершенствуются речь, восприятие, внимание, память, воображение.
  6. Положительно влияет на здоровье ребенка. Нормализует давление, сердцебиение,

Способов использования музыки много, но лучше всего действует на наших детей то, что им уже знакомо. На музыкальных занятиях, на физкультурных и в группе мы познакомились со многими песнями, танцами и музыкальными играми, которые мы любим и которые лучше работают в плане коррекции поведения. И чтобы у вас тоже был этот инструмент, мы хотим поделиться с вами различными музыкальными моментами.

Я предлагаю нам с вами прожить один день, наполненный музыкой с утра и до вечера.

  1. Утренний привет

Первое – это пробуждение. Главная задача здесь – задать положительный эмоциональный настрой. Очень подойдут здесь песни про колокольчики, про петушков.

В этих песенках мы колокольчиком привлекаем внимание ребенка, затем обращаем внимание на него, его тело, затем на мир вокруг (солнышко-трава) и на людей, которые рядом.

  1. Зарядка

А теперь нам нужно и физически активизировать ребенка, здесь нам поможет зарядка. Можно конечно включить какую-нибудь с любимыми персонажами, а можно попрыгать вместе с малышом, например: «Мы по прыг-прыг-прыг-попрыгаем…»

  1. Массаж пальчиков, тела с массажным мячом

Пора делать массаж. Можно использовать для этого массажный мяч и музыку. Они усилят и дополнят влияние друг друга на сенсорное развитие, музыка и двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

Возьмите массажный мяч. Поиграем с ежиком, говорим мы ребенку «Катится колючий ежик и пыхтит-пыхтит»

  1. Развивающие и обучающие музыкальные игры

Первая половина дня самое подходящее время поиграть в развивающие и обучающие музыкальные игры, а ребенок даже не заметит, что вы его обучаете. Мы играем в «Выше-ниже», «День-ночь», «Воробышки и автомобиль», «Зайчик и лиса», а в игре ребенок узнает, что есть день и ночь, чем они отличаются, что такое «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», что в лесу живут зайчики и лиса, и зайчики от лисы прячутся, что нужно уйти с дороги, если слышишь звук автомобиля.

  1. Слуховое восприятие

Сейчас самое время акцентировать внимание на развитии слухового восприятия. Умение различать звуки помогает ориентироваться в окружающем мире, и без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, и говорить.

Многие музыкальные игры построены на умении различать громкость музыки, ее характер: «Тихо-громко», «Беги-стой», «Солнышко и дождик», «Заяц и лиса»

Звуки для развития слухового восприятия можно извлекать из самых разных предметов, имеющихся под рукой. Для ребенка это могут оказаться самые настоящие музыкальные инструменты: шуршалки, стучалки, трещотки, звенелки, барабанчики и маракасы.

Перед вами лежат такие же импровизированные музыкальные инструменты. Я предлагаю вам устроить оркестр, а вам использовать свой сенсорный опыт. Я буду играть на них, пока звучит музыкальная фраза, вы должны догадаться, что я использую и повторить.

  • Паганини. Шумовой оркестр

Фантики

Скорлупки

Маракасы

Барабан

Крышки

  1. Музыка для сна

Пришло время для дневного сна. Как вы укладываете ребенка? Наверняка соблюдаете определенный ритуал, последовательность действий. В эту последовательность очень хорошо включить музыку для релаксации, так как музыка – эффективная организация быстрого засыпания. Вы можете подобрать свою, которая вам нравится. У нас в группе это диск «Малыш у моря»

  1. Музыка для релаксации

Мы с вами тоже хорошо поработали. Пора отдохнуть и расслабиться. Сядьте удобно на стуле, сделайте глубокий вдох-выдох, закройте глаза и послушайте музыку.

  • Арво Пярт «Зеркало в зеркале»

Чувствуете спокойствие? Пусть это чувство с вами останется. С детьми тоже неплохо найти минутку для релаксации.

  1. Сюжетные музыкальные игры

И снова поиграем. Теперь в сюжетные музыкальные игры. Это игры, в которых дети оказываются в роли взрослого или животного. У детей с особенностями развития сюжетная игра с трудом формируется, и музыка помогает ее организовать, подсказывает последовательность действий, помогает в перевоплощении детей. Мы превращаемся в животных, водителей, поваров, помогаем маме, ищем домик для свинки.

В танце мы можем взаимодействовать с разными предметами. Они конкретизируют содержание танца, развивают моторику, учат взаимодействовать с разными предметами.

Дома это могут быть платочки, снежинки и листочки, вырезанные из бумаги.

  1. Логопедические распевки

Наш музыкальный день подходит к вечеру. Сейчас мы можем попеть логопедические распевки – песни, в основе которых лежат звукоподражания или отдельные слоги: ля-ля, би-би. Мы побуждаем детей их повторять. Обязательно поем сами, показываем артикуляцию, делаем паузы, ждем, чтобы ребенок тоже пел. У нас есть дети, которые произносят тольбо отдельные слова, но в песне могут пропеть любимые строчки.

Давайте с вами вместе потанцуем под песенку, в которой есть атрибуты, есть распевка, есть развитие представлений о цвете, весне, ее характерных признаках.

  • «Солнышко лучистое улыбнулось весело»
  1. Колыбельные

Заканчивается наш музыкальный день. Но музыка не заканчивается. Что делали мамы с древних времен, когда укладывали ребенка спать? Пели колыбельные. Ведь что может быть лучше маминого голоса, который успокаивает и говорит: я рядом.

Колыбельные песни успокаивают и усыпляют малыша, защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье.

Давайте с вами поделимся своими любимыми колыбельными песнями.

       Помните:

  • Создайте свою фонотеку из записей классики, детских песен, музыки из мультфильмов, песен для музыкальных игр, релаксации
  • Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, самодельных звучащих игрушек, сопровождайте игрой на них детские песни.
  • Включайте музыку не громче спокойной разговорной речи.
  • Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
  • Развивайте чувство ритма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....

Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и виде...