Мастер-класс для родителей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: Использование музыки для коррекции поведения ребенка
консультация
Часто случается, что у детей с тяжелыми нарушениями развития с их несформированностью эмоционально-волевой сферы в поведении появляются проблемы: они проявляют нежелательное поведение, агрессию, беспричинные эмоциональные всплески, или начинают бесцельно кружить по группе. И тут нам на помощь часто приходит музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_muzyki_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_gruppy_tmnr.docx | 20.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей с тяжелыми нарушениями развития:
Использование музыки для коррекции поведения ребенка
Часто случается, что у детей с тяжелыми нарушениями развития с их несформированностью эмоционально-волевой сферы в поведении появляются проблемы: они проявляют нежелательное поведение, агрессию, беспричинные эмоциональные всплески, или начинают бесцельно кружить по группе. И тут нам на помощь часто приходит музыка.
Говорим:
А давайте поиграем в паровозик
А давайте потанцуем
Хотите послушать песенку про пчелку?
Дети всегда охотно соглашаются, и если даже не участвуют непосредственно, то наблюдают. Удивительно, насколько организующим и успокаивающим является этот вид деятельности, помогает сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.
Итак, что же такого необыкновенного в музыке, что даже есть такие направления как музыкальная терапия, танцевальная терапия.
- Музыка – это всегда игра. Дети сами часто просят включить песни.
- Музыка влияет на эмоции. Дети очень чувствительны к восприятию музыки, они на нее реагируют очень открыто. Музыку используют в качестве коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере.
- Музыка активизирует все виды восприятий: слуховое, зрительное, тактильное. Разнообразие впечатлений от музыки позволяет сенсорно насытить ребенка.
- Большую роль играет ритм. Он помогает в регуляции активности. С его помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Например, вы можете, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играет, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это поможет ему активизироваться. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то ему подойдет спокойная классика и он немного успокоится. (в буклетах у вас есть примеры таких музыкальных воздействий)
- Музыка требует координации ног, рук, глаз, всего тела, речевого аппарата. При этом развивается межполушарное взаимодействие, то есть совершенствуются речь, восприятие, внимание, память, воображение.
- Положительно влияет на здоровье ребенка. Нормализует давление, сердцебиение,
Способов использования музыки много, но лучше всего действует на наших детей то, что им уже знакомо. На музыкальных занятиях, на физкультурных и в группе мы познакомились со многими песнями, танцами и музыкальными играми, которые мы любим и которые лучше работают в плане коррекции поведения. И чтобы у вас тоже был этот инструмент, мы хотим поделиться с вами различными музыкальными моментами.
Я предлагаю нам с вами прожить один день, наполненный музыкой с утра и до вечера.
- Утренний привет
Первое – это пробуждение. Главная задача здесь – задать положительный эмоциональный настрой. Очень подойдут здесь песни про колокольчики, про петушков.
В этих песенках мы колокольчиком привлекаем внимание ребенка, затем обращаем внимание на него, его тело, затем на мир вокруг (солнышко-трава) и на людей, которые рядом.
- Зарядка
А теперь нам нужно и физически активизировать ребенка, здесь нам поможет зарядка. Можно конечно включить какую-нибудь с любимыми персонажами, а можно попрыгать вместе с малышом, например: «Мы по прыг-прыг-прыг-попрыгаем…»
- Массаж пальчиков, тела с массажным мячом
Пора делать массаж. Можно использовать для этого массажный мяч и музыку. Они усилят и дополнят влияние друг друга на сенсорное развитие, музыка и двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.
Возьмите массажный мяч. Поиграем с ежиком, говорим мы ребенку «Катится колючий ежик и пыхтит-пыхтит»
- Развивающие и обучающие музыкальные игры
Первая половина дня самое подходящее время поиграть в развивающие и обучающие музыкальные игры, а ребенок даже не заметит, что вы его обучаете. Мы играем в «Выше-ниже», «День-ночь», «Воробышки и автомобиль», «Зайчик и лиса», а в игре ребенок узнает, что есть день и ночь, чем они отличаются, что такое «большой» и «маленький», «высокий» и «низкий», что в лесу живут зайчики и лиса, и зайчики от лисы прячутся, что нужно уйти с дороги, если слышишь звук автомобиля.
- Слуховое восприятие
Сейчас самое время акцентировать внимание на развитии слухового восприятия. Умение различать звуки помогает ориентироваться в окружающем мире, и без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, и говорить.
Многие музыкальные игры построены на умении различать громкость музыки, ее характер: «Тихо-громко», «Беги-стой», «Солнышко и дождик», «Заяц и лиса»
Звуки для развития слухового восприятия можно извлекать из самых разных предметов, имеющихся под рукой. Для ребенка это могут оказаться самые настоящие музыкальные инструменты: шуршалки, стучалки, трещотки, звенелки, барабанчики и маракасы.
Перед вами лежат такие же импровизированные музыкальные инструменты. Я предлагаю вам устроить оркестр, а вам использовать свой сенсорный опыт. Я буду играть на них, пока звучит музыкальная фраза, вы должны догадаться, что я использую и повторить.
- Паганини. Шумовой оркестр
Фантики
Скорлупки
Маракасы
Барабан
Крышки
- Музыка для сна
Пришло время для дневного сна. Как вы укладываете ребенка? Наверняка соблюдаете определенный ритуал, последовательность действий. В эту последовательность очень хорошо включить музыку для релаксации, так как музыка – эффективная организация быстрого засыпания. Вы можете подобрать свою, которая вам нравится. У нас в группе это диск «Малыш у моря»
- Музыка для релаксации
Мы с вами тоже хорошо поработали. Пора отдохнуть и расслабиться. Сядьте удобно на стуле, сделайте глубокий вдох-выдох, закройте глаза и послушайте музыку.
- Арво Пярт «Зеркало в зеркале»
Чувствуете спокойствие? Пусть это чувство с вами останется. С детьми тоже неплохо найти минутку для релаксации.
- Сюжетные музыкальные игры
И снова поиграем. Теперь в сюжетные музыкальные игры. Это игры, в которых дети оказываются в роли взрослого или животного. У детей с особенностями развития сюжетная игра с трудом формируется, и музыка помогает ее организовать, подсказывает последовательность действий, помогает в перевоплощении детей. Мы превращаемся в животных, водителей, поваров, помогаем маме, ищем домик для свинки.
В танце мы можем взаимодействовать с разными предметами. Они конкретизируют содержание танца, развивают моторику, учат взаимодействовать с разными предметами.
Дома это могут быть платочки, снежинки и листочки, вырезанные из бумаги.
- Логопедические распевки
Наш музыкальный день подходит к вечеру. Сейчас мы можем попеть логопедические распевки – песни, в основе которых лежат звукоподражания или отдельные слоги: ля-ля, би-би. Мы побуждаем детей их повторять. Обязательно поем сами, показываем артикуляцию, делаем паузы, ждем, чтобы ребенок тоже пел. У нас есть дети, которые произносят тольбо отдельные слова, но в песне могут пропеть любимые строчки.
Давайте с вами вместе потанцуем под песенку, в которой есть атрибуты, есть распевка, есть развитие представлений о цвете, весне, ее характерных признаках.
- «Солнышко лучистое улыбнулось весело»
- Колыбельные
Заканчивается наш музыкальный день. Но музыка не заканчивается. Что делали мамы с древних времен, когда укладывали ребенка спать? Пели колыбельные. Ведь что может быть лучше маминого голоса, который успокаивает и говорит: я рядом.
Колыбельные песни успокаивают и усыпляют малыша, защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье.
Давайте с вами поделимся своими любимыми колыбельными песнями.
Помните:
- Создайте свою фонотеку из записей классики, детских песен, музыки из мультфильмов, песен для музыкальных игр, релаксации
- Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, самодельных звучащих игрушек, сопровождайте игрой на них детские песни.
- Включайте музыку не громче спокойной разговорной речи.
- Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
- Развивайте чувство ритма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 марта, для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором участвовали дети, посещающие Лекотеку....
Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....
Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.
В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....
Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...
Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».
Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...
«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и виде...