Функциональная грамотность дошкольников.
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_funktsionalnaya_gramotnost_1.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Функциональная грамотность и ее значение в развитии детей дошкольного возраста»
Понятие «функциональная грамотность» появилась и вошла в лексикон с подачи ЮНЕСКО в 1957 году и означало ликвидацию безграмотности. Сейчас это понятие имеет более широкий смысл.
Научная формулировка функциональной грамотности – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах деятельности. То есть это способность человека в умении адаптироваться и функционировать в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, для решения разнообразных жизненных задач.
Человек функционально грамотный, способен не просто читать, писать и считать, а способен получать знания, усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и помогать развитию современного общества.
Существует шесть видов функциональной грамотности:
Читательская грамотность, это способность понимать, использовать, анализировать прочитанное;
Математическая грамотность, это способность человека мыслить математически, применять математику для решения жизненно важных задач;
Естественнонаучная грамотность, это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интересоваться идеями науки;
Финансовая грамотность, это совокупность знаний и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни;
Глобальные компетенции, это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Креативное мышление - компонент функциональной грамотности, это умение человека использовать свое воображение для выработки идей, получения новых знаний, их решений, с которыми он ранее не сталкивался.
Формирование функционально грамотных людей является основной задачей современного общества. Особенно функциональная грамотность важна для будущего детей, для их общего успеха в жизни. Это развивает способность применять полученные знания, решать повседневные жизненные задачи, осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем.
Формирование функциональной грамотности у детей можно развивать с дошкольного возраста. В детском саду начинают овладевать основами читательской грамотности, формированию элементарных математических представлений, основами естественно-научных представлений, социально-коммуникативной компетентностью. Это является благодатной почвой для дошкольников, которая впоследствии поможет ребенку добывать знания самостоятельно, научит общаться со сверстниками, применять полученные знания в жизни.
Показателем функциональной грамотности является: способность строить социальные отношения в обществе; возможность решать различные жизненные и учебные задачи, строить алгоритмы основных видов деятельности; успешно взаимодействовать в окружающем мире имея свои способности для совершенствования; умения оценивать свои знания, стремление к дальнейшему самообразованию и развитию, умение прогнозировать свое будущее.
Значением функциональной грамотности для дошкольника служит функциональная готовность к школе.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Дошкольное детство, это активный период в воспитании грамотного читателя. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок еще не умеет читать и состоят из двух этапов:
1. Пассивного читателя или грамотного слушателя. Ребенок слушает только те произведения, которые ему читает взрослый;
2. Активного читателя. Ребенок проявляет интерес к книге, сам просит читать ему книги, затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Книга служит неотъемлемой частью воспитания ребенка. С помощью книг он познает мир, ищет ответы на интересующие вопросы, развивает воображение, фантазирует. Приобщая детей к чтению надо соблюдать несколько правил: читать надо ежедневно; литература по тематике и жанрам должна быть разнообразной; приучать детей слушать как классическую детскую литературу (сказки Пушкина, А. Погорельского, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова, А. Барто, К. Чуковского и др.), так и современную, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают их; после прочтения произведения обязательно надо провести беседу об услышанном, учить ребенка думать над книгой; важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений.
Развитие читательской грамотности у детей позволяет сформировать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение пересказывать, аналитически мыслить, размышлять над текстом, мотивировать события, поступки героев.
Математическая грамотность поможет дошкольнику научится понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать суждения, использовать математику для развития своего будущего.
Математическая грамотность активизирует умственную деятельность, развивать ум, расширяет, углубляет математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. Развивая математические способности можно в форме игры, разговоров, рассказов и объяснений от взрослого, а также организовывая практические действия совместно с детьми (прикладывания, накладывания, вырезания, измерения, пересчитывая, штрихуя, конструируя).
В результате у ребенка создаются знания, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества различаются по природе, количеству, форме, размеру, расположению в пространстве. Чем точнее, чем полнее данные знания у детей, тем глубже они понимают окружающую действительность.
Естественно-научная грамотность – это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям.
Формирование естественно-научной грамотности происходит через наблюдения (в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, ребенок следит за изменением и преобразованием объектов), опытно-экспериментальную деятельность (дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды) и игры. В процессе развивается познавательная деятельность, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, делать выводы. Произведения о естественнонаучной грамотности широко представлены в детской литературе. В. Драгунский «Он живой и светится...»; Ю. Коваль «Иней»; Н. Носов «Приключения Незнайки»; Григорий Остер «Эхо»; В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?» Н. Носов «Мишкина каша».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Функциональная грамотность дошкольников
laquo;Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельн...
«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....
Публикация Тема: «Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника»
Из опыта работы....
Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...