консультация Подвижные игры
консультация (средняя группа)
Подвижные игры являются важнейшим средством физического воспитания детей дошкольного возраста, которые должны применяться воспитателями систематически и методически грамотно. Особое значение приобретает организация подвижных игр в средней группе ДОУ, поскольку данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием двигательной сферы ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика применения подвижных игр как средства реализации
основных видов движения у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ
автор: воспитатель Иванова Любовь Анатольевна МДОУ №91
2023 год Ярославль
Важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее физическое развитие детей. Одним из эффективных средств решения этой задачи являются подвижные игры. Они занимают особое место в физическом воспитании дошкольников, способствуя не только совершенствованию основных движений, но и формированию необходимых физических качеств, а также развитию познавательной активности, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость. Реализация этого направления в работе с детьми 4-5 лет предполагает развитие основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством физического воспитания детей дошкольного возраста, которые должны применяться воспитателями систематически и методически грамотно. Особое значение приобретает организация подвижных игр в средней группе ДОУ, поскольку данный возрастной период характеризуется интенсивным развитием двигательной сферы ребенка.
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей организации подвижных игр в средней группе детского сада.
Учет возрастных и индивидуальных возможностей детей
При организации подвижных игр в средней группе (4-5 лет) необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей данного возраста. Для детей 4-5 лет характерны быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, недостаточно сформированная координация движений. Учитывая это, воспитателю важно подбирать подвижные игры, которые соответствуют уровню физического развития, двигательному опыту и интересам детей. Также следует учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка в группе.
Подбор подвижных игр с учетом основных видов движения
В средней группе ДОУ основными задачами физического развития являются совершенствование и закрепление основных видов движения: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия. Соответственно, при организации подвижных игр воспитатель должен ориентироваться на развитие этих двигательных навыков. Игры подбираются таким образом, чтобы они способствовали закреплению и усложнению освоенных ранее движений.
Методика проведения подвижных игр
Эффективность применения подвижных игр зависит от правильной методики их проведения. Воспитатель должен четко объяснять правила игры, демонстрировать образцы выполнения движений, организовывать игровые действия детей. Особое внимание уделяется созданию благоприятного эмоционального фона, вовлечению всех детей в игровую деятельность, своевременной смене игр и упражнений. Важно также соблюдать дозировку физической нагрузки и чередовать активные и менее подвижные игры.
Использование подвижных игр для развития основных видов движения
Для совершенствования навыков ходьбы и бега у детей 4-5 лет можно использовать такие подвижные игры, как "Догони меня", "Кто быстрее добежит до флажка", "Птички и кошка", "Мышки и кот". Эти игры позволяют закреплять технику ходьбы и бега, развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве.
Для развития навыков прыжков хорошо подходят игры "Лягушки-попрыгушки", "Достань до предмета", "Зайцы и волк", "Классики". Данные игры способствуют совершенствованию техники прыжков (на двух ногах, с продвижением вперед, вверх), а также пространственной ориентации и ловкости детей.
Развитие навыков метания, лазания и удержания равновесия можно осуществлять посредством игр "Попади в обруч", "Сбей кеглю", "Перелезь через бревно", "Пройди по доске". Участвуя в таких играх, дети учатся метать предметы в цель, лазать по гимнастической стенке, сохранять равновесие при ходьбе и беге.
Интеграция подвижных игр в различные формы работы с детьми
В ходе непосредственно образовательной деятельности (НОД) по физическому развитию подвижные игры занимают особое место. Они используются в качестве основной части занятия для закрепления и совершенствования основных движений. Например, после разминки можно провести подвижную игру, направленную на развитие ловкости, быстроты реакции. В заключительной части занятия применяются менее подвижные игры для снятия физического и эмоционального напряжения детей.
Подвижные игры также широко применяются в режимных моментах: на прогулке, во время физкультурных минуток, перед дневным сном. Они позволяют разнообразить двигательную активность детей, снять статическое напряжение, переключить внимание. Например, игры-забавы на прогулке ("Догони свою тень", "Ловишки с лентами") помогают поддерживать интерес и эмоциональный отклик детей.
Эффективной формой работы по физическому развитию детей среднего дошкольного возраста является проведение совместных подвижных игр с участием родителей. Такие игры ("Перебежки", "Веселые старты", "Мы весёлые ребята") не только укрепляют детско-родительские отношения, но и способствуют активному вовлечению семей в образовательный процесс ДОУ. Совместные игры развивают у детей чувство уверенности, инициативность, умение взаимодействовать со взрослыми.
Систематическое использование подвижных игр в работе с детьми средней группы ДОУ доказывает свою высокую эффективность для развития основных видов движения. Участвуя в подвижных играх, дошкольники не только совершенствуют технику ходьбы, бега, прыжков, метания, но и приобретают необходимые физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Кроме того, подвижные игры способствуют формированию умений взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам, проявлять инициативу.
Для эффективной реализации потенциала подвижных игр в физическом развитии детей 4-5 лет воспитателям необходимо:
- тщательно подбирать подвижные игры с учетом возраста, уровня физического развития и интересов детей;
- применять разнообразные методические приемы при проведении подвижных игр (четкие объяснения, показ, создание эмоционального настроя);
- рационально дозировать физическую нагрузку, чередовать активные и менее подвижные игры;
- использовать подвижные игры в разных формах работы (НОД, режимные моменты, совместная деятельность с родителями);
- вовлекать всех детей в игровую деятельность, способствовать проявлению активности и инициативы.
Комплексное применение подвижных игр в условиях ДОУ позволит воспитателям наиболее эффективно решать задачи физического развития детей среднего дошкольного возраста.
Используемая литература:
1. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растем здоровыми. Программа для дошкольных образовательных учреждений. - М.: ВАКО, 2012. - 160 с.
2. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет. - М.: Аркти, 2004. - 88 с.
3. Желобкович Е.Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. - М.: Скрипторий 2003, 2009. - 96 с.
4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
6. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Подвижные игры народов ханты"
Консультация по подвижным играм народа ханты...
Консультация "Подвижные игры"
Консультация для родителей и педагогов...
Консультация: «Подвижные игры народов мира».
«Заяц - месяц» (Беларусь)Играют 10 и более человек. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:- Заяц-месяц, где был?- В лесу.- Что делал?- Сено косил.- Куда клал?- Под колоду.- ...
Консультация "Подвижные игры в режиме дня".
Консультация расскажет о том, как в течение дня использовать подвижные игры для физического развития детей....
Консультация "Подвижные игры в оздоровлении детей на прогулке"
Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка раннего возраста, и поэтому рассматриваются советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игр...
Консультация "Подвижные игры для детей с нарушением речи"
Развивать речь ребёнка в движении в игровой форме...
Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».
laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....