«Зимние опыты для детей и их родителей»
опыты и эксперименты
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».
Особое влияние на развитие любознательности оказывает совместная деятельность педагогов , родителей и детей, организовать которую по силам каждому. Предлагаю вам разнообразить досуг с ребенком и провести несколько интересных зимних опытов, основным реквизитом которых будет снег или лед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_opyty_dlya_detey_i_ih_roditeley.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зимние опыты для детей и их родителей»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.)
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как».
Особое влияние на развитие любознательности оказывает совместная деятельность педагогов , родителей и детей, организовать которую по силам каждому. Предлагаю вам разнообразить досуг с ребенком и провести несколько интересных зимних опытов, основным реквизитом которых будет снег или лед.
Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только дома, но и на улице.
Зима – та самая пора, чтобы изучать снег, лёд и их свойства. Как вода из одного агрегатного состояния переходит в другое, как плотность снега влияет на скорость его таяния, какие бывают снежинки и многое другое, вы узнаете из предложенных, для вас и ваших детей, опытов.
СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА
Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает... А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.
Материалы, которые Вам понадобятся:
- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.
Порядок действий:
1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.
В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.
Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.
Объяснение опыта
При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!
Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.
КРАСОЧНЫЕ "ЛЕДЕНЦЫ"
Как покрасить лед? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика?
Материалы, которые Вам понадобятся:
- формочки для льда (или любые чашки и миски);
- поднос с бортиками;
- поваренная соль;
- жидкие пищевые красители или краски;
- пипетка или чайная ложка.
Порядок действий:
1) Заранее, перед опытом, замораживаем лед в больших и маленьких формочках.
2) Готовим в нескольких емкостях крепкие солевые растворы. Как сделать такой раствор - см. предыдущий опыт со снежинкой. Добавляем в растворы краску.
3) Раскладываем ледяные фигурки на подносе. Пипеткой или чайной ложкой капаем на них цветные солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит "ходы" причудливыми узорами.
Объяснение опыта
Когда натрий, содержащийся в соли, вступает в контакт со льдом, происходит химическая реакция с выделением тепла. Она заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.
ЦВЕТНЫЕ КАПЛИ
Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!
Материалы, которые Вам понадобятся:
- несколько кубиков цветного льда;
- стеклянная банка;
- растительное или детское масло.
Порядок действий:
1) Наполняем банку растительным маслом.
2) Опускаем в нее цветные кубики льда. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки.
Объяснение опыта
Причина кроется в том, что все вещества: лед, вода и масло - состоят из маленьких частичек. Но у разных веществ эти частицы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды, поэтому он и утонул в жирном масле, но всплыл на поверхности воды.
КРУЖАЩИЕСЯ БЛЕСТКИ
Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура... Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!
Материалы, которые Вам понадобятся:
- стеклянная или пластиковая прозрачная банка с крышкой;
- блестки;
- глицерин.
Порядок действий:
1) Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.
2) Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.
А можно найти подходящий красивый сосуд, закрепить у него на дне фигурку или игрушечный домик... И сделать собственный волшебный зимний шар.
Объяснение опыта
Глицерин хорошо поддается желированию. Поэтому блестки при встряхивании опускаются на дно не сразу, а постепенно, напоминая тем самым падение снега.
Красим снег
Наберите в стакан немного снега. Возьмите краску и капните. Теперь понаблюдайте, как быстро краска растечётся по снегу. Такой эксперимент можно провести и на улице, а затем сравнить, одинаково ли снег окрашивается в тепле и холоде. Затем можно взять несколько цветов и понаблюдать, смешаются ли они, пока снег тает.
Воздействие соли на снег
Расскажите ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдёт и обычная: поваренная или морская. Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента. Почему так получается? Обычно снег начинает таять при температуре от 0 и выше. Но соль понижает её до -4 градусов.
Открываем секрет незамерзающей воды
Обычная вода замерзает при минусовой температуре, потому зимой вместо дождя с неба падает снег. Но если в стакан с водой добавить две чайных ложки соли, то она не замерзнет даже после ночи в морозильной камере при температуре минус 20 градусов, в то время как чистая вода за это время превратиться в кусок льда.
Возьмите лист темной бумаги, окуните кисточку в незамерзающую воду и сделайте небольшой рисунок. После высыхания вы увидите, что весь рисунок покрыт кристаллами льда. Предложите ребенку оформить
Замерзание мыльного пузыря
Предлагаем сделать ещё один опыт, он получается очень красивый и даже волшебный. Для удачного эксперимента температура воздуха должна быть не выше -7 -10 градусов, без ветра. Выйдите на улице и надуйте мыльный пузырь. Он тут же замёрзнет, и вы заметите, как на нём образуется узор, похожий на снежные цветы.
Ледяной магический шаг
Для этого эксперимента нам необходим большой кусок льда из морозильника. Поместите его в большую удобную тару, в которой он будет медленно таять. Дальше предложите ребенку посыпать лед поваренной солью. Там, где лед контактирует с солью, он будет таять быстрее, образуя узенькие ложбинки. После самое время взяться за краски. Пусть ребенок раскрасит свой домашний «айсберг» так, как пожелает, наблюдая, как соль разъедает поверхность льда, а краска проникает в глубину и красиво разливается внутри «ледника».
Ледяная рыбалка
Для малышей, любителей порыбачить, предлагаем следующий простой опыт. Возьмите маленькие кусочки льда из морозильника, большую емкость с водой и яркую шерстяную нитку. Запустите льдинки-рыбки в воду, намочите нитку, положите шерсть сверху на льдинки и присыпьте их солью. За пару секунд соль растопит лед, нитка примерзнет к льдинке, и малыш сможет вытащить из воды пойманную рыбку.
Делаем искусственный снег
Для тех, у кого пока снега нет, но поиграть с ним уже хочется, предлагаем несколько вариантов, как можно создать сугроб, не выходя из темной комнаты.
Первый рецепт
Смешиваем крахмал и пену для бритья, перемешиваем руками. По консистенции снег должен получиться рыхлым, но не влажным. Из такого снега можно слепить снеговика или поиграть с формочками.
Второй рецепт
Более замороченный вариант для тех, кто не верит в простые решения. Берем по одному стакану соды и крахмала, смешиваем с двумя столовыми ложками жидкого мыла, постепенно добавляем воду. В итоге у нас должен получиться рассыпчатый снег, напоминающий творог комочками.
Из него можно лепить снеговиков или куличики. А если капнуть на них из пипетки известным раствором с лимонной кислотой, то все начнет шипеть и пениться.
Замораживаем мыльные пузыри
Для этого эксперимента предлагаем вам достать из летних запасов баночку мыльных пузырей и взять ее с собой на прогулку. Лучше всего наш опыт получится при температуре от минус семи до минус десяти градусов. Просто надуйте мыльные пузыри и понаблюдайте, как быстро они будут замерзать, покрываясь тончайшими ледяными узорами.
Хотите развивать детей и расширять их кругозор?
Проводите опыты и эксперименты с использованием подручных материалов. Эксперименты позволяют детям понять, как и почему происходят настоящие чудеса! Ведь волшебство опытов объясняется физическими явлениями и химическими реакциями. Своими руками они познают окружающий мир, а обо всех происходящих процессах узнают на понятном детям языке.
ВОЛШЕБНИЦА ВОДА
«Свойства воды»
Цель: выявить свойства воды: прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре, не имеет запаха, способна растворять вещества, имеет вес. Активизировать словарный запас детей. Развивать логическое мышление и любознательность.
Материалы и оборудование: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья — с окрашенной жидким красителем (чай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Ход: Воспитатель показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две — тяжелые, в одной из тяжелых емкостей — окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй — вода, а в третьей — чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.
«Прозрачность воды».
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная» Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
«Горячо — холодно»
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
Материалы и оборудование: Емкости с водой разной температуры, ванночка.
Ход: Дети рассматривают емкости с водой. Воспитатель предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей — можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Педагог спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
«Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Материалы и оборудование: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.
Ход: Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.
«Опыты со снегом».
Цель: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла). Учить результаты эксперимента выражать словесно, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.
«Лед и снег»
Цель: предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед это состояние воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
Эксперимент «Таяние сосульки».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении сосулька превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) брать нельзя.
«Таянье льда в воде»
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты для детей и их родителей.
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении....
«Зимние травмы у детей» Консультация для родителей
Помощь при травмах. Главное, о чем следует помнить нельзя, заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего....
Консультация для родителей "Зимние игры для детей с участием родителей"
В данном материале рассказывается о некоторых играх, которые могут использовать родители во время прогулок с детьми....
ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Дорогие родители! Как всем известно, наши маленькие изобретатели очень любят экспериментировать и изобретать что-то новое и интересное. У каждого родителя, воспитателя возникают вопросы- как обуздать ...
Зимние опыты для детей
Зимние опыты для детейСнег и мороз – верные спутники зимы. Низкая температура воздуха делает прогулки короче, но вместе с тем интереснее и необычней. Когда как не в морозный ясны...
Зимние опыты для детей и их родителей
Друзья, приветствую вас у себя в гостях! Знаете, тема, о которой мы сегодня поговорим, важна всем, кто хочет развить в своих детках любознательность, умение искать выход в л...
Зимние опыты для детей: знакомимся со свойствами снега и льда
Для дошкольников и младших школьников.Суть опыта: показать ребёнку, какими бывают снежинки. Сравнить формы и размеры, убедиться, что каждая снежинка уникальна.Проводим опыт:Выберите для прогулки подхо...