Зимние опыты для детей и их родителей
консультация
Друзья, приветствую вас у себя в гостях! Знаете, тема, о которой мы сегодня поговорим, важна всем, кто хочет развить в своих детках любознательность, умение искать выход в любой сложной ситуации, смелость в принятии решений и активность. Мы не просто показываем интересные опыты для детей в детском саду и дома, мы знакомим малышей с огромным миром, где все может взаимодействовать. И некоторые такие взаимодействия, поразят до глубины души вашего кроху! Осталось только назвать эти эксперименты. Ну что, поехали?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_zimoy.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Зимние опыты для детей и их родителей
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.)
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как». Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.
Особое влияние на развитие любознательности оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье.
Уважаемые, родители, предлагаем вам разнообразить досуг с ребенком и провести несколько интересных зимних опытов, основным реквизитом которых будет снег или лед. Интересные эксперименты можно проводить в любое время года не только дома, но и на улице.
Зима – та самая пора, чтобы изучать снег, лёд и их свойства. Как вода из одного агрегатного состояния переходит в другое, как плотность снега влияет на скорость его таяния, какие бывают снежинки и многое другое, вы узнаете из предложенных, для вас и ваших детей, опытов.
«Удивительные снежинки»
Опыт «Какие снежинки?»
Цель: Закрепление знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие имеют свойства и внешний вид.
Материалы: картон или кусок ткани темного цвета, лупа.
Дети, с помощью лупы рассматривают хлопья снега, которые падают на темный картон; определяют цвет, форму снежинок, описывают их. После снежинки перекладывают на ладонь. Замечают, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Выводы:
- Снежинки белого цвета.
- Снежинки не похожи друг на друга.
- Снежинки тают от тепла, превращаясь в воду.
В беседе дети уточняют, что снежинки – это очень маленькие кристаллики льда, которые образуются высоко-высоко в небе зимой из водяного пара, который всегда есть в окружающем мире. Маленькие кристаллики падают вниз на землю и в полете увеличиваются в размерах. Снежинки не похожи одна на другую, у каждой своя неповторимая форма, свой рисунок из столбиков, веточек, палочек и иголок. У каждой снежинки по шесть сторон. Снежинки тяжелее воздуха, поэтому они, медленно кружась, падают на землю.
Белый цвет снежинкам придает воздух, который заключен внутри. Его очень много в снежинках (и в снежном покрове соответственно) - 95%, благодаря этому снежинки очень легкие и падают на землю довольно медленно, а выпавший слой снега выглядит толстым, ведь плотность снега из-за воздуха внутри очень низкая.
Когда сильный мороз и нет ветра, то снежинки медленно падают на землю. Они крупные и их можно хорошо рассмотреть, если они упадут на варежку, шарф или пальто. При слабом морозе снежинки превращаются в плотные белые шарики. Такое явление природы называется крупа.
А когда дует сильный ветер, то хрупкие снежинки ломаются и превращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки прилипают друг к другу и образуют снег, который укрывает землю, будто одеялом.
В группе детям предлагают нарисовать снежинку, которую рассмотрели на улице через лупу.
«Сколько в снеге воздуха и сколько воды?», «Можно ли есть снег?»
Опыт «Равен ли литр снега литру воды?»
Цель: продолжить знакомить детей со свойствами снега.
Материалы: Две одинаковые по размеру прозрачные емкости с отметкой; линейка.
На улице, в прозрачную емкость, набирается снег до отметки. В группе сравнивают по весу емкость со снегом и емкость с водой. После оставляют снег таять. Как только снег растает, линейкой измеряют количество получившейся воды. Теперь сравнивают количество воды в двух емкостях с обычной и талой водой.
Выводы:
- Литр снега не равен литру воды.
- Литр снега легче литра воды.
- Снег легкий, потому что почти весь состоит из воздуха.
Этот простой и наглядный опыт ярко демонстрирует насколько много в снеге воздуха. И не так уж много воды, как, возможно, казалось до окончания опыта.
Опыт «Чистый ли снег?»
Цель: Определение чистоты талой воды.
Материалы: Пустая прозрачная емкость, емкость с растаявшим снегом; марлевый фильтр.
Дети определяют чистоту растаявшего снега на глаз. Затем талую воду процеживают через фильтр. Рассматривается фильтр, на котором осталась грязь и соринки от процеженной талой воды.
Вывод: Снег грязный, его есть нельзя.
«Состояние воды»
Опыт «Разноцветные льдинки»
Цель: Знакомство с двумя состояниями воды (жидкое, твердое);
Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде; принимать форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Материалы: Стаканчики с водой, гуашь, палочка для размешивания, формочки для замораживания, веревочки.
Дети изготавливают цветные льдинки, рассматривают и обсуждают свойства льда. Обсуждают, как была сделана льдинка; как получилась такая форма; как держится веревочка. Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Украшают участок разноцветными льдинками.
Выводы:
- вода-растворитель, она не имеет форму.
- лед – это твердое состояние воды.
- лед холодный, гладкий, скользкий, прозрачный.
«Мыльные пузыри на морозе»
Цель: привлечь внимание и интерес к изменению состояния шара из мыльной воды на прогулке в морозный день.
Материалы: Мыльные пузыри, соломинка.
Эксперимент проводится в морозную погоду.
Выводы: при надувании шара он медленно замерзает и на нем появляется рисунок в виде снежных цветов. Узоры образовываются под тонким слоем мыльной пленки и постепенно увеличиваются в размере. Маленькие ледяные кристаллы на мыльном пузыре образуются при воздействии холодного воздуха на воду, которая входит в состав мыльного раствора. Когда мыльный пузырь лопается, то остается тонкая пленка изо льда.
Польза снега для живой природы. Опыт «Снежное одеяло».
Цель: выяснить, как чувствуют себя растения под снегом.
Материалы: две пластиковые бутылки с теплой водой, лопата.
Две емкости с теплой водой, одну из которых ставим на снег, а другую - под снег на время прогулки.
Состояние воды в емкостях оказалось разной температуры. Под снегом вода не замерзла, значит под снегом тепло и растения не вымерзнут. Если зимой не будет снега, то растения могут замерзнуть и погибнуть.
Раскопаем снег лопаткой и увидим маленькие ростки травы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик. Что делают рыбаки на реке зимой? Ловят рыбу. Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но сохраняет тепло.
«Снега надует — хлеба прибудет, вода разольётся — сена наберётся», —говорят в народе. Так оно и есть. Снег прикроет луга и поля. Под мягким снежным одеялом не страшен мороз озимым хлебам в поле и многолетним травам на лугу. А весной снег, растаяв, увлажнит почву, и растения будут хорошо расти. Уродится много хлеба, и вырастет на покосах высокая сочная трава. Чтобы снега на полях задерживалось больше, колхозники ещё с осени расставляют по лугам и полям рядами щиты, которые хорошо задерживают снег. Около них ветер наметает большие снежные сугробы.
Вывод: Снег сохраняет тепло, а, значит, имеет огромное значение в жизни живой природы и человека.
«Ледяная рыбалка»
Для малышей, любителей порыбачить, предлагаем следующий простой опыт. Возьмите маленькие кусочки льда из морозильника, большую емкость с водой и яркую шерстяную нитку. Запустите льдинки-рыбки в воду, намочите нитку, положите шерсть сверху на льдинки и присыпьте их солью. За пару секунд соль растопит лед, нитка примерзнет к льдинке, и малыш сможет вытащить из воды пойманную рыбку.
«Определение вида снега»
Беседа с детьми и определение вида снега.
Цель: дать понятие детям о видах снега.
Виды снега.
Свойства снега очень сильно зависят от температуры, давления и общей погоды. Познакомимся с основными видами снега и теми развлечениями-играми, которые больше всего подходят к такой погоде.
Пухляк.
На что похож недавно выпавший, нетронутый мягкий снег? На порошок, окутывающий пейзаж мягким и гладким одеялом. Пухляк часто спрессовывается в толстые слои, которые превращаются в настоящие подушки для всяческих падений. (Можно устроить соревнование: чей след от падения будет глубже, четче или оригинальный). Также пухляк идеально подходит для начала освоения зимних видов спорта: первый раз вставать на лыжи или сноуборд лучше именно в такую погоду. Чтобы неловкие движения и последующие падения не привели к травме и не испортили настроение.
Наст.
Так называется корка твердого снега, накрывающая мягкие пласты. Солнце плавит верхний слой пухляка, а затем холодный ветер замораживает его обратно. Такой снег идеально подходит для рисования. Создавать изобразительные шедевры можно ступнями – оставляя отпечатки в снегу. (Можно вынести баллончики с краской или брызгалки с разведенной гуашью и создавать живописные полотна).
Мокрый снег.
Если температура поднимается чуть выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой. Отдельные снежные кристаллы слепляться в комки. Значит, самое подходящее время для скульптурных упражнений, например, лепим снеговика. Разогреемся классической игрой в снежки. А продолжим строительством снежной крепости, горки и просто снежных скульптур.
Хотите развивать детей и расширять их кругозор?
Проводите опыты и эксперименты с использованием подручных материалов. Эксперименты позволяют детям понять, как и почему происходят настоящие чудеса! Ведь волшебство опытов объясняется физическими явлениями и химическими реакциями. Своими руками они познают окружающий мир, а обо всех происходящих процессах узнают на понятном детям языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные опыты для детей и их родителей.
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении....
«Зимние травмы у детей» Консультация для родителей
Помощь при травмах. Главное, о чем следует помнить нельзя, заниматься самолечением и оттягивать визит к врачу до последнего....
«Зимние травмы у детей» Консультация для родителей
Работа с родителями в детском саду«Зимние травмы у детей» Консультация для родителейМеры предосторожностиПредпочтение необходимо отдавать обуви с ребристой подошвой. Если у Вашего ребёнка на сапогах и...
«Зимние травмы у детей» Консультация для родителей Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod06.htm
зимой нужно очень внима тельно следить за своими детьми...
Консультация для родителей "Зимние игры для детей с участием родителей"
В данном материале рассказывается о некоторых играх, которые могут использовать родители во время прогулок с детьми....
ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Дорогие родители! Как всем известно, наши маленькие изобретатели очень любят экспериментировать и изобретать что-то новое и интересное. У каждого родителя, воспитателя возникают вопросы- как обуздать ...
Зимние опыты для детей
Зимние опыты для детейСнег и мороз – верные спутники зимы. Низкая температура воздуха делает прогулки короче, но вместе с тем интереснее и необычней. Когда как не в морозный ясны...