«Повышение экологической компетенции у родителей»
консультация

Орехова Светлана Ивановна

Данная разработка направлена на улучшение экологической грамотности родителей и установление тесного сотрудничества между педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley_po_ekologii.docx366.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение экологической

компетенции у родителей»

Цель: улучшение экологической грамотности родителей и установление тесного сотрудничества между педагогами и родителями.
Задачи:
• Определить уровень знаний родителей по вопросам экологии (о живой и не живой природе, растениях, животных);

• Научить родителей применять полученные знания о природе в различных сферах деятельности;
• Стимулировать познавательный интерес родителей и их желание передавать свои знания детям

Ход семинара

        Добрый день, уважаемые родители!  Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему: «Повышение экологической компетенции у родителей».

       Экология как наука возникла в конце 19 века, но долгое время оставалась только интересной для ученых биологической наукой. Сегодня, из-за ухудшения окружающей среды, стало необходимым повышение экологической грамотности каждого человека, независимо от возраста и профессии. Человечество должно заботиться о сохранении природной среды, необходимой для его выживания и существования. Цель экологического образования - формирование нового типа человека с экологическим сознанием и мышлением, который понимает последствия своих действий в отношении окружающей среды и способен жить в гармонии с природой. Дошкольный возраст является основой для формирования мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
        Очень важно, чтобы родители, вместе с педагогами воспитывали в каждом ребенке не потребителя, а бережного хозяина, с заботой относящегося к природе.

  1. Что означает термин “Экология”.

Ответы родителей: это наука об окружающем нас мире

        Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2 . Какие экологических проблемы вы можете назвать?

Ответы родителей:

- высокая загрязненность воздуха,

- воды,

- почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране.

3. Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание - это комплекс мер, направленных на формирование и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Система экологического воспитания - это организация процесса воспитания, включающая определенные методы и формы работы с детьми и родителями.
Экологические знания - это понимание о растениях и животных, их взаимосвязи, о временах года, о неживой природе, а также о взаимосвязи между живыми существами и их окружающей средой.
4. Определите задачи экологического воспитания.

1. Воспитание любви к природе и развитие способности ценить ее красоту, формирование навыков бережного отношения к живым и неживым объектам природы.
2. Передача базовых знаний о природе и формирование конкретных представлений о ее явлениях.
3. Приобретение навыков ухода за растениями и животными.
Система обучения, включающая в себя совместную деятельность взрослого и ребенка, а также самостоятельную деятельность детей
5. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

        В дошкольном возрасте дети наиболее открыты для экологического воспитания. Они активно познают мир и формируют первые представления о природе. Это важный период, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации. Как сказал А.В. Луначарский, маленького ребенка можно лепить, а старшего приходится уже гнуть, а взрослого ломать. Поэтому семья и детский сад должны воспитывать любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней с самого раннего детства.
6. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Экологический КВН

Первое задание. Вам необходимо разделиться на 2 команды и придумать для них названия.

Задание № 1. «Экологическая разминка»

Каждой команде предлагается по 4 вопроса, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для команды № 1

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  2. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  3. Самец кукушки. (Кукух)
  4. Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды № 2

  1. Лесной петух. (Глухарь)
  2. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
  3. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
  4. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Задание № 2. Игра «Ассоциация».

Ведущий. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из членов своей команды, не называя его.

3 – 4 члена команды составляют рассказы, используя предлагаемый план (приложение 1), остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь

Ассоциации экологического содержания

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
  • с природным явлением; (ветер, дождь, мороз);
  • с животным (зверь, птица, насекомое);
  • с растением (дерево, кустарник, цветок);

Задание № 3. «Загадки - иллюстрации».

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Родителям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

  1. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
  2. А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
  3. И. И. Левитан «Март»

  1. И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
  2. И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
  3. А. А. Пластов «Первый снег».

Задание №4 «Угадай по пантомиме».

Каждому родителю предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

- Сорока;

- Жираф;

- Индюк;

- Страус;

- Бобёр;

- Белка;

- Сова;

- Медведь;

- Лиса;

- Заяц;

- Пингвин

Задание №5 «Народный барометр»                                                               Родители находят задание на карточках “Как растения и животные предсказывают погоду”. Они читают задание и определяют какая погода будет.                                                                                                                 1.Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).      2.Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).                  3.Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).                                       4.Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).                  5.Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).                               6.Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).                                        7.Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).                                        8.Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).                             9. Куры раскудахтались (будет снег).                                                                    10. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

Обе команды молодцы! Награждаем участников медалями «Знаток окружающего мира».

Уважаемые родители, благодарим Вас за участие в нашем семинаре-практикуме.

       

Picture backgroundPicture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

районный семинар дошкольных работников "Повышение экологической компетенции педагогов"

В рамках семинара-практикума провиел брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». приглашенным гостям предстояло выполнить задания, которые помогут выявить знания о природе и пр...

Повышение экологической компетенции педагогов

Семинар – практикум для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов»....

Доклад «Повышение экологической компетенции педагогов ДОУ»

Семинар «Повышение экологической компетенции  педагогов»Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педаго...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Повышение экологической компетенции педагогов».

Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

Семинар практикум для воспитателей по теме: «Повышение экологической компетенции педагогов»

План семинара-практикума:Экологический тренинг для педагогов.«Экологическая разминка»Игра «Ассоциация»Решение педагогических ситуаций.«Загадки — иллюстрации»...