заучивание наизусть стихотворений с использованием мнемотаблиц у старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Силантьева Надежда Викторовна

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauch_stihov.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

заучивание наизусть стихотворений с использованием мнемотаблиц у старших дошкольников

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Отличительной чертой современного общества является недостаточность живого общения. Проблема овладения детьми связной речью хорошо известна всем педагогическим работникам. Вот почему так важно создавать   условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей, для развития познавательно-речевой активности.

Наглядность – один из основных дидактических принципов дошкольной педагогики. В дошкольном возрасте преобладают начальные формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное.

Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? На помощь приходят сюжетные картинки, значки, символы - мнемотехника.

 Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений игра со звуками, особая чувствительность к рифме.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь проблемного ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.

Методика использования мнемотехники.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних - дети самостоятельно ее заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

  1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
  2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
  3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), ребенок придумывает ассоциативный образ (картинку) и зарисовывает ее (либо рисует педагог).
  4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
  5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

В старшей и подготовительной группах можно привлекать самих детей к созданию мнемотаблиц .  Для этого можно завести тетрадь или альбом, где ребенок может самостоятельно зарисовывать стихотворение для заучивания наизусть. Для детей такой процесс заучивания превращается в увлекательное занятие. Даже детям, которые рисуют не очень хорошо, процесс моделирования стихотворения (изображение образов символами, схемами) становится интересен. Приемы мнемотехники помогают сделать процесс заучивания и запоминания стихотворений, сказок, составления рассказов, пересказов более интересным, творческим. Ведь это очень близко каждому ребенку. Именно эти приемы используются в книгах для дошкольников, когда каждому предложению, двустишию или четверостишию соответствует своя картинка. Ребенок, не умеющий читать, перелистывает страницы и по памяти рассказывает сказку или стихотворение.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотехника путем заучивания стихотворения  способствует развитию связной речи, активизации и пополнения словаря, развития мышления, сообразительности и мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо...

Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова "Перед сенокосом" по лексической теме "Лето", "Растения луга".

Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова "Перед сенокосом" с помощью предлагаемой автором мнемота...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида».      Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...

Методика использования мнемотаблиц со старшими дошкольниками

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, описанию картин ( как сюжетных, так и пейзажных), пересказу сказок, разучивании загадок и потешек  во всех возрастных гру...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...» с использованием мнемотаблиц

Конспект  занятия  по  художественной  литературе в подготовительной  к  школе группе  «Заучивание наизусть стихотворения  А.С.Пушкина  «Уж неб...

Конспект занятия в старшей группе по заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблиц.

Путь,  который  проходит  ребенок  в  своем  развитии  и в  дошкольные  годы,  огромен. За  это  время  он  приобретает  знач...