Условия реализации инклюзивного образования в детском саду
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Условия реализации инклюзивного образования
в детском саду
Уважаемые родители! Сегодня хотелось бы обсудить тему инклюзивного воспитания и образования. Я надеюсь, что вы проявите интерес к этой теме.
Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Давайте рассмотрим термин инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю», или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.
В законе об образовании дано следующее определение: инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ).
Иными словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями. Обучение и воспитание детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников происходит в пределах одной группы, но по разным образовательным маршрутам.
«Дети с ОВЗ». Что же это за дети и что значит понятие ОВЗ?
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с тяжелыми нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5) дети с задержкой психического развития;
6) дети с расстройствами аутистического спектра;
7) дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
В основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ОВЗ.
Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по множеству причин:
1. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
2. Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными возможностями - это попытка придать им уверенность в своих силах. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_inklyuziya.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия реализации инклюзивного образования
в детском саду
Уважаемые родители! Сегодня хотелось бы обсудить тему инклюзивного воспитания и образования. Я надеюсь, что вы проявите интерес к этой теме.
Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
Давайте рассмотрим термин инклюзивное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю», или включенное, образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах и ДОУ.
В законе об образовании дано следующее определение: инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ).
Иными словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями. Обучение и воспитание детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников происходит в пределах одной группы, но по разным образовательным маршрутам.
«Дети с ОВЗ». Что же это за дети и что значит понятие ОВЗ?
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с тяжелыми нарушениями речи;
4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5) дети с задержкой психического развития;
6) дети с расстройствами аутистического спектра;
7) дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров».
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
В основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ОВЗ.
Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по множеству причин:
1. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
2. Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. Инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными возможностями - это попытка придать им уверенность в своих силах. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также во включении компенсаторных механизмов, развитии своих способностей и достижении успехов.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.
Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе дошкольного учреждения опирается на решение следующих задач:
1.создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
2.формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
3.формирование умения поддерживать друг друга;
4.развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
5.активизация способности выбирать и планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
6.развитие умений и навыков игровой, познавательной и исследовательской деятельности;
7.формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Правила инклюзивного образовательного учреждения:
• Все воспитанники равны в детском сообществе.
• Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.
• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.
• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников.
• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.
• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.
• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.
Исходя из вышесказанного можно сказать, что самая гуманная и эффективная система образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Ведь дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию.
Давайте мы обсудим самые важные вопросы, которые чаще всего волнуют родителей.
На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России:
– Федеральный закон Российской «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
– Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ);
– «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида,
Выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико -
социальной экспертизы»: Приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н;
– Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. от 10 марта 2009 г.);
– Письмо Минобразования РФ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (от 16.04.2001 г. № 29/1524-6);
– Письмо Минобразования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» (от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03);
– Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» (от 18.04.2008 г. № АФ-150/06) и мн. др.
Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается терпимость и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
психологического характера:
-исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.
Когда ребенок-инвалид попадает в обычный детский сад, то должны быть созданы определенные условия. Давайте поговорим об этих условиях. Психологическая поддержка направлена не только на такого ребенка, но и на детей всей группы. Так же психолог помогает «особому» ребенку успешно включиться в детский коллектив.
Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ.
- Содержание работы с детьми ОВЗ определяется адаптированными программами, реализуемыми в ДОУ;
- Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие детской деятельности в разных сферах;
- Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ;
- Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны всем участникам группы;
- Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми;
- Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования
с детьми: беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры, индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулка), совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов, формирование навыков саморегуляции и самообслуживания;
с родителями: тематические родительские собрания и консультации, доступная информация о работе по инклюзии;
с педагогами: консультирование, педсоветы и совместное обсуждение перспективных направлений работы;
детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.
Заключение
Теперь, когда вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании сомнений, я надеюсь, стало меньше. Сегодня мы с вами находимся только в начале пути становления инклюзивного воспитания и образования. Качество которого зависит от нас. Каждый из нас должен сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ОВЗ. Мы подготовили для вас брошюры, которые называются, так же как и наше собрание - «Разные дети». В этих брошюрах прописаны основные тезисы инклюзивного воспитания и образования. Возможно, она вам поможет окончательно разобраться. Заглянув в брошюру, вы сразу освежите в памяти суть нашей беседы. Огромное вам спасибо за ваше внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС.
Инклюзивное образованиес требованиями ФГОС...
«Взаимодействие специалистов ДОУ с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией в условиях реализации инклюзивного образования»
описание система взаимодействия специалистов ДОУ с ТПМПК...
Инклюзивное образование в детском саду
На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...
Презентация об инклюзивном образовании в детском саду
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...
Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.
Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....
Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...