Проект "Богатыри земли русской"
проект (подготовительная группа)

Каряева Олеся Александровна

Проект "Богатыри земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Богатыри земли русской"34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Богатыри Земли Русской».

Выполнила   воспитатель

Каряева Олеся  Александровна

Цель проекта:

  • Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта :

  • познакомить с историей нашей Родины;
  • познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
  • формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, Великих русских богатырях - защитниках земли русской; раскрыть понятие "Былиный богатырь"
  • изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов;
  • развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях;
  • воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.

Срок реализации проекта: краткосрочный 1 месяц.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Вид проекта: познавательный.

Ожидаемый результат:

  • сформировать у детей представления о былине, былинных героях - богатырях;
  • знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей;
  • проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
  • заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
  • Постановка цели и задач.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап: Основной

  • Реализация проекта.

3 этап: Заключительный

  • Доспехи богатыря.
  • Информационный буклет.
  • Детские работы.
  • Презентация проекта перед педагогическим коллективом.

Совместная деятельность с родителями:

  • Консультация для родителей.
  •  Чтение былин с детьми.
  •  Просмотр вместе с детьми мультфильма о богатырях.
  •  Изготовление доспехов богатыря.
  • Изготовление альбома «Богатыри Земли Русской».

Актуальность проблемы:

 Сегодня, как и во все времена, является актуальным предоставление возможности детям обрести и сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, научиться любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Но любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.

Образовательные области

1. Познание

  • «Защитники земли Русской». «Илья Муромец – богатырь с нашего города». «Современные богатыри» (Приложение 1).
  • Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.
  • Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник».
  • Презентация «Богатыри Руси».

2. Коммуникация

  • Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?». «Защита крепости», «Мы солдаты», «Богатырские состязания»
  • Физкультминутка «Богатырь».
  • Рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри».

3. Чтение художественной литературы

  • Чтение «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор» и др.)
  • Сказка «Финист – Ясный сокол»
  • Стихотворение В.Берестова «Богатыри».
  • Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

4. Социализация

Дидактические

  • «Собери богатыря в поход».

Театр на палочках.

  • Илья Муромец и соловей разбойник»

5. Физическая культура

  • Физкультминутка.
  • Игра-эстафета «Богатырский щит».
  • Соревнование «Армрестлинг».
  • Состязание «Перетяни канат».

6. Художественное творчество

  • Рисование «Богатырский шлем»(Приложение 3).
  • Аппликация – «Богатырский щит», «Илья Муромец»(Приложение 2).
  • Изготовление богатырского шлема, щита, меча, кольчуги.

7.Конструирование

  • «Богатырский шлем»

Презентация проекта:

  • Оформление и изготовление доспех богатыря.
  • Альбом «Богатыри Руси».
  • Изготовление информационного буклета.

Заключение.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогических работников детского сада, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской. Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только познакомиться с историей Древней Руси и ее героями, но и дадут толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов.

Литература.

1. «Развитие речи и творчества дошкольников»(игры, упражнения, конспекты занятий, под ред. О. С. Ушаковой, Москва ТЦ "Сфера", 2005;

2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва ТЦ "Сфера", 2006;

3. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2009г.

4. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004.

5.Аникин В.П. Мир былин и сказок.

Приложение1.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе.

«Илья Муромец – богатырь земли русской».

Программное содержание: формировать представление о прошлом русского народа Древней Руси; уточнить знания о былине, о былинном богатыре – Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Словарная работа: Обогащение словаря: Объяснение пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом» Активизация словаря: былина, богатырь, кольчуга, шлем, меч, щит, булава, колчан, стрелы, гусли, гусляр.

Материал: картинки - русская изба, гусляры, «Три богатыря», картинки к игре «Собери богатыря», макет деревянной избушки.

Предварительная работа: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Просмотр мультфильма об Илье Муромце.

Беседа о богатырях.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дай Бог тому, Кто в нашем дому – Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь И житьём, и бытьём, и здоровьицем! –

Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома. –

В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных) –Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней.

- Что внутри этой избы? (Русская печь) Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка». - Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).

Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей. Как его звали? (Илья Муромец).

Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома) 

Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал) –

Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили) –

Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом» -

Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.

Дидактическая игра «Собери богатыря на подвиги ратные»

На доске картинки с богатырскими доспехами, с оружием и снаряжением современной

поры. Надо отобрать те, которые подойдут для богатыря.

Не забудьте сказать, как называется и для чего нужна эта вещь.

Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.

Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Невозможно сразу

обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие человеческие качества.

- Какими должны быть все богатыри?

(Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» .

Посмотрите внимательно на картину Васнецова.

- Как она называется? («Три богатыря»)

- Узнаете ли среди богатырей Илью Муромца?

- Какой он? (Илья Муромец в центре картины. Он самый старший, мужественный,решительный. Он смотрит вдаль из-под ладони. На руке у него палица, в другой руке копье. Илья Муромец с другими богатырями охраняет Родину, мирную жизнь жителей Древней Руси).

Итог:

Бывают ли в наше время богатыри? (ответы детей)

-Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны, охраняет границу сейчас, спасает людей из огня, спортсменов -Олимпийских чемпионов?

Итак, богатырь не обязательно силач. И вы можете стать богатырями, но что для этого надо делать? (Заниматься спортом, развивать силу воли)

Приложение 2.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе.

«Шлем и Илья Муромец».

Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Программное содержание:

1.Закрепление знаний детей о защитниках Отечества, воспитание чувства гордости за богатырскую силу, уважения к нашим героическим предкам.

Учить создавать выразительный образ богатыря путём аппликации и частичного рисования. Закреплять умения вырезать основные части и аккуратно всё приклеивать, работать последовательно.

2. Развитие кругозора дошкольников на основе рассказов об исторических событиях нашей Родины.

3. Поощрять речевую активность детей, любознательность и стремлению к получению новых знаний.

4. Развивать чувство композиции, воплощать свои впечатления в работе.

5. Воспитывать желание добиваться лучших результатов в работе.

Предварительная работа;

рассматривание картины В. Васнецова "Богатыри" , загадки о доспехах былинных богатырей.

Ход занятия;

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о богатырях- защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней.

Так кто же такие богатыри?

- защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

Воспитатель. Вы правы, на Руси всегда священной обязанностью для мужчин считалась служба Отечеству, защита народа от врагов. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью. Какие пословицы вы знаете о смелости русских героев?

- не родом богатырь славен, а подвигом,

-моё богатство - сила богатырская, моё дело -Руси служить, от врагов оборонять.

Викторина по русским былинам и сказкам :.

1. Назовите богатырей, которых вы знаете?

2. Одежда, сплетённая из металлических колец?

3. Главное оружие богатыря?

4. Головной убор богатыря?

5. Богатырская цифра?

Физкультминутка.

«Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

Воспитатель. Давайте сядем за столы, где приготовлен материал для создания шлема богатыря : цветная бумага,  шаблоны деталей для шлема и портрета богатыря (шлем,  лицо, борода, усы, глаза)

Ребятам, которые быстро справятся с работой, предложить подумать, как можно украсить дополняя работу, используя дополнительный материал.

В конце занятия рассматриваем созданные работы. Обращаем внимание на интересные творческие находки, поощряет ребят, проявивших творчество.

Приложение 3.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему : «Богатырский шлем»

Цель:

Закрепить знание о понятии симметрия, умение детей рисовать в технике орнамент.

Задачи:

Обогащать знания детей о богатырях, их амуниции- богатырский шлем;

Закрепить знание детей о понятии симметрия;

Закрепить навык обводки по внешнему шаблону, вырезания по контуру (симметричное вырезание). Рисование гуашью.

Развивать чувство цвета

Воспитывать чувство гордости за во Родину.

Предварительная работа:

Чтение былин: «Как Илья из Мурома богатырём стал». «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» и др

Оборудование : иллюстрации богатырей, образец выполненной работы. Варианты орнамента

На каждого ребёнка: лист бумаги А4,шаблон (половинка шлема, карандаш, ножницы, цветные карандаши)

Ход занятия

1. Орг момент

2. Основная часть

Ребята, что такое былины?

Кто такие богатыри?

Как они выглядели?

Какая у них была защита?

Сегодня я вам предлагаю изготовить богатырский шлем.

Посмотрите на мой шлем. У него левая и правая части одинаковые, ровные, симметричные. Как у меня это получилось?

(Сложили лист пополам, нарисовали половину шлема, вырезали, развернули, получился шлем)

Я приготовила для вас шаблоны – возьмите себе по одному и вернитесь на своё место.

Ка вы думаете, лист нужно сложить вертикально или горизонтально (вертикально)

Что ещё важно, чтобы шлем получился целым? (не разрезать линию соединения.)

Хорошо, прикладывайте шаблон, начинайте.

У богатырей были шлемы очень простые. Богатые, знатные люди украшали свои шлемы. Я вам предлагаю украсить ваши шлемы орнаментом. Подойдите на коврик. Посмотрите варианты знакомых вам уже орнаментов или придумайте сами. Украсьте свой шлем.

Самостоятельная работа детей.

3. Рефлексия

Что у меня получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...