Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
консультация
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции .
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.
Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа - улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].
Дети любят всех зверей: (большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа. (мизинец)
Пальчиковая гимнастика.
Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.
Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» - вернуться в исходное положение
Игры с использованием нестандартного оборудования.
Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.
Упражнение «Комканье платка»
Берѐм небольшой носовой платок за уголок и показываем ребѐнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем тоже самое сделать ребѐнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. (Внимание! Платки должны быть детскими, маленькими!)
У меня живѐт проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Упражнение с горохом и фасолью
Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластмассовые вѐдра (обрезанную канистру, 5-литровую бутылку) насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение. На дно «сухого бассейна» прячем игрушки из киндерсюрпризов. Данное упражнение хорошо проводить в конце занятия как релаксацию, поощрение за старание ребѐнка.
Горох
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
В ведре не соль,
совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Упражнение со счѐтными палочками
Берѐм 4 счѐтные палочки. Они раскладываются на столе перед ребѐнком, который берѐт их одноимѐнными пальцами, от указательных к мизинцам. Пара пальцев берѐт одну палочку. На каждую строчку по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-й – 2-й
Вы длинней найдѐте вряд ли. 3-й – 3-й
Клювом меряться пришли 4-й – 4-й
Аисты и журавли. 5-й – 5-й
Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
г- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Упражнение с клубочками из ниток
Дети катают клубочки, соревнуясь, кто быстрее перемотает клубок и передают друг другу. Упражнение сопровождается стихами:
Я верѐвочку катаю
Всю в один большой клубок,
Чтоб котѐнок мой играя,
В нѐм запутаться не смог.
Упражнение с бусами
Понадобятся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большего размера или другого цвета. Ребѐнок берѐт за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, также перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.
Заяц и ѐжик навстречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу.
Центральная бусина Встретились – и разбежались они.
Быстро бежали – поди догони!
Не догонишь!
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Учитель-логопед
Березенко Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
Игры и упражненияпо развитию мелкой моторики пальцев рукдля детей 2-3лет...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для детей 2–3 лет
подборка игр и упражнений для детей 2-3 лет...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади ...
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша»....
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади ...