Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
материал (младшая группа)

Шатрова Мария Владимировна

Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

по развитию мелкой моторики пальцев рук

для детей 2-3лет

Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».

Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:

- формируется фонетико-фонематическая база;

- развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;

- активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

- развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;

- формируется процесс социальной адаптации у детей.

Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Игра "Котята"

 Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их..

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга

(от большого к мизинцу).

Игра "Это дом"

Дом я строю во вселенной.

Есть в нем крыша и антенна.

Есть в нем дверь, и есть окошко –

Пусть живет в нем наша кошка!

Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.

Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.

Цель:

- учить действовать по представлению;

- продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;

- учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Игра "Солнышко".

Вот, как солнышко встает

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

Весело поется!

Солнце рано утречком поднималось,

Студеной водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек?

Цель: развивать общую координацию движений. Медленно поднимают руки вверх, медленно опускают руки"фонарики"хлопают в ладоши, руки поднимают вверх

делают движения руками "умываются"

идут друг за другом.

Игра "Кто в домике живет?".

Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

Цель: - развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)"большой – маленький".

Упражнение "Дом большой, дом маленький".

Цель: развивать координацию общих движений.

У петушка дом большой,

Ой, ой, ой!

А у кошки – маленький,

Ай, ай, ай!

Наш петушок пошел домой,

Ой, ой, ой!

Да и крошка кошечка.

Ай, ай, ай!

разводят руки через стороны – вверх

жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками

идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен

идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки

Динамическое упражнение "Котята". 

Цель: - развивать общую координацию движений; - учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Как у нашей кошки,

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках

Острые царапки,

Длинные усищи,

Зеленые глазищи.

Очень любят умываться,

Лапкой ушки почесать

И животик полизать.

Улеглись на бочок

И свернулись в клубок,

А потом прогнули спинки,

Убежали из корзинки.

дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки.

имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку

разбегаются, бег в течение 30 секунд

Упражнение с пальчиками «Мышка» 

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум!" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки

поскрести ногтями по столу, по коленям

сжимать пальцы в кулаки и разжимать их.

потереть ладони друг о друга.

Пальчиковая игра "Коготки" 

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки!

Ах, какие у нее

Маленькие лапки!

В этих лапках до поры

Дремлют цап-царапки.

пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки,

поглаживают ладони друг о друга,

сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.

Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки".

Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка)

Цель: - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; - развивать фантазию.

Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка.

Материал: игрушка мышка, пластилин.

Цель: - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

Упражнение-игра "Посыпаем дорожки" Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

Цель: - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); - развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой", не выходя за края дорожки.

Упражнение: "Мышка" –

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Игра: "Разрезные картинки" 

Цель: - учить составлять целое (мышку) из трех частей; - развивать воображение, память.

Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

собрать картинку мышки из трех частей.

Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй"

Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.

Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: - развивать мелкую моторику пальцев; - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.

Пальчиковая игра "Цветок"

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев

руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

развести пальцы и слегка округлить их

развести пальцы рук

ритмичные движения пальцами вместе – врозь

ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

Упражнение: "Волшебный цветок".

Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

Над клумбой бабочка кружит,

Куда же сесть? Все не решит:

Цветочек каждый так хорош!

Какой красивей – не поймешь!

Упражнение: "Красивый одуванчик»

Втыкание спичек в пластилиновый комочек.

 Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Игра: "Выросли цветы".

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Цветам тепло и хорошо!

Цель: развивать общую координацию движений.

медленно встать из положения сидя

поднять руки вверх, потянуться,

обмахивают лицо руками,

Игра «Сухой бассейн» 

Цель:

- учить детей на ощупь находить предметы в гречке;

- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

Игра: «Готовим салат вместе с

мамой»

Оснащение: овощи (помидор,

огурец коробка с отверстиями

с боков для правой и левой руки.

Цель:

- развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);

- обогащение пассивного и

активного словаря ребенка:

«огурец», «помидор», «салат»,

шершавый, «гладкий», «режем»,

«готовим».

Упражнение: «Колокольчики»

Оснащение: картинка с изображением колокольчика, грецкий орех.

Ход игры.

Динь – динь.

Дни подряд

Колокольчики звенят.

Динь – динь – динь…

Динь – динь – динь… 

Цель: расслабление кисти руки,

развитие умения соблюдать ритм.

лепестков ромашки; красный шнур

для выкладывания лепестков тюльпана;

короткий кусок желтого

шнура для выкладывания, серединки ромашки; зеленый

фломастер.

По полянке я шагаю

И цветочки собираю.

Белую ромашку – много лепестков.

Красненький тюльпанчик –

Шляпа, как тюрбанчик. 

Цель:

закрепление умения ребенка

составлять узор из деталей,

развитие умения ребенка

ориентироваться на листе бумаги;

Выложить из шнуров цветы по

контуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

Игры и упражненияпо развитию мелкой моторики пальцев рукдля детей 2-3лет...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади ...

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет...

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет...