Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
методическая разработка (младшая группа) по теме
В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya.docx | 340.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения
по развитию мелкой моторики пальцев рук
для детей 2-3лет
(сокращенный вариант)
Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».
Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:
- формируется фонетико-фонематическая база;
- развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;
- активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;
- развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;
- формируется процесс социальной адаптации у детей.
Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.
В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.
Игра "Котята" | Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. |
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: | Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). |
Игра "Это дом" Дом я строю во вселенной. Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания. Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку. | Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной. Цель: - учить действовать по представлению; - продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения; - учить собирать дом по графическому изображению (рисунку); - развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев. |
Игра "Солнышко". Вот, как солнышко встает Выше, выше, выше! Ниже, ниже, ниже. Солнышко смеется, Студеной водицею умывалось.
Почему у солнышка столько ножек? | Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх медленно опускают руки "фонарики" хлопают в ладоши руки поднимают вверх идут друг за другом |
Игра "Кто в домике живет?". Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные. | Цель: - развивать тактильные ощущения; - учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, - обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; - развивать мелкую моторику; - активизировать словарь: петушок, кошечка (др.) "большой – маленький". |
Упражнение "Дом большой, дом маленький". Цель: развивать координацию общих движений. У петушка дом большой, А у кошки – маленький, Наш петушок пошел домой, Ой, ой, ой! Да и крошка кошечка. | разводят руки через стороны – вверх жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки |
Динамическое упражнение "Котята". Цель: - развивать общую координацию движений; - учить выполнять движения в соответствии с текстом: Как у нашей кошки, Очень любят умываться, И свернулись в клубок, | дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки имитируют умывание, чешут за ушками, "лижут" животик, прогибают спинку разбегаются, бег в течение 30 секунд |
Упражнение с пальчиками «Мышка» Цель: развивать мелкую моторику рук. Мышка маленькая в норке | поскрести ногтями по столу, по коленям сжимать пальцы в кулаки и разжимать их потереть ладони друг о друга |
Пальчиковая игра "Коготки" Цель: развивать мелкую моторику рук. Точит кошка коготки, | пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки поглаживают ладони друг о друга сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево. |
Игра: "Мышка в норке, спряталась от кошки". Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка). | Цель: - учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "норку" для мышки, засыпая мышку бумажками; - развивать фантазию. |
Упражнение: "Проложим дорожку из камешков" – лепка. Материал: игрушка мышка, пластилин.
| Цель: - вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки. |
Упражение-игра "Посыпаем дорожки" – (домашняя школа Монтессори). Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.
| Цель: - учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); - развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их "щепоткой"), не выходя за края дорожки. |
Упражнение: "Мышка" – Мышка маленькая в норке | Выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. |
Упражнение с пальчиками "Мышки" Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков): | Методические рекомендации: "Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам |
Игра: "Разрезные картинки" Цель: - учить составлять целое (мышку) из трех частей; - развивать воображение, память. Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки). | собрать картинку мышки из трех частей. Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки на картинку; 2 вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище, лапки). |
Упражнение: "Это мышка – обведи и нарисуй" Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки. | Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: - развивать мелкую моторику пальцев; - учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности. |
Пальчиковая игра "Цветок" Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. | Цель: развивать мелкую моторику пальцев руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы рук ритмичные движения пальцами вместе – врозь ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести |
Игра: "Каждому листочку – свое место" Материал: карточки с листочками цветов | закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: - осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; - продолжать различать цветы "такой – не такой"; - знакомить с названиями цветов; - учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; - продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; - создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания. |
Упражнение: "Волшебный цветок" . Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь. Над клумбой бабочка кружит, | Рисование Цель: - продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; - учить рисовать ладонью; - развивать воображение. |
Игра: "Собери цветок" Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация), отдельно лепестки, поднос. | Цель: - формировать зрительно-двигательную координацию; - развивать зрительную ориентировку на форму предмета; - формировать практические способы ориентировки (метод проб); - вызывать интерес к своим действиям; - учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; - формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. |
Упражнение: "Красивый одуванчик» | Втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. |
Игра: "Выросли цветы". Раз, два, три – выросли цветы, | Цель: развивать общую координацию движений. медленно встать из положения сидя поднять руки вверх, потянуться обмахивают лицо руками |
Игра «Сухой бассейн» | Цель: - учить детей на ощупь находить предметы в гречке; - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие. |
Упражнение: «Ромашка» Оснащение: нарисованная на картоне ромашка с контурными лепестками и желтой серединкой; кусок глины или пластилина белого цвета. Я – цветок на длинной ножке, С желтой серединкой. А зовут меня – ромашка, Белая кудряшка. | Цель: - совершенствование работы указательного и большого пальцев; - развитие координации правой и левой руки; - обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины; - развитие воображения; - расширение словарного запаса ребенка. |
Игра: «Готовим салат вместе с мамой» Оснащение: овощи (помидор, огурец коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки. | Цель: - развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец); - обогащение пассивного и активного словаря ребенка: «огурец», «помидор», «салат», шершавый, «гладкий», «режем», «готовим». |
Упражнение: «Колокольчики» Оснащение: картинка с изображением колокольчика, грецкий орех. Ход игры. Динь – динь. Дни подряд Колокольчики звенят. Динь – динь – динь… Динь – динь – динь… | Цель: расслабление кисти руки, развитие умения соблюдать ритм. |
Игра: «Хоровод среди цветов» Оснащение: грецкий орех. Ход игры. Вложить в ладони ребенка грецкий орех попросить его делать круговые движения в такт словам: Вокруг розовых кустов, Среди трав и цветов Водим, водим хоровод. | Цель: развитие тактильного восприятия |
Игра: «Соберем гербарий» Оснащение: цветы из бумаги (ромашки, колокольчики), спицы. Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений.
|
Упражнение: «Следы» Оснащение: пластилиновая «дорожка» (5×20 см); игрушечные (кошка, петух (заяц, медведь); картинка с изображением животных. | Цель: - формирование контроля за мышечными ощущениями; - воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и среднего попеременно, двух пальцев одновременно). |
Игра: «Ваза для фруктов» Оснащение: наборное полотно; мозаика; фрукты (яблоко, груша, апельсин) или заменяющие их муляжи; ваза. | Цель: - развитие мелкой моторики указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; - развитие умения выкладывать картинки по образцу; активизация словаря: «яблоко», «груша», «апельсин», «фрукты», «ваза», |
Игра: «Тюльпан – ромашка» Оснащение: два листа картона (на одном контурная прорисовка ромашки, на втором – тюльпана); белый шнур для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок желтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер. По полянке я шагаю И цветочки собираю. Белую ромашку – много лепестков. Красненький тюльпанчик – Шляпа, как тюрбанчик. | Цель: - закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти); - развитие моторной ловкости пальцев рук; - развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; - активизация словаря: «ромашка», «тюльпан», «цветы», «собираю». Выложить из шнуров цветы по контуру. |
Упражнение: «Дождик, дождик, лей, лей…» Оснащение: наборное полотно, мозаика, нарисованная на листе бумаги дождевая капля. Чтение стихотворение: Дождик капнул на ладошку, На цветы и на дорожку. Льется, льется, ой-ой-ой! Побежали мы домой. | Цель: - развитие мелкой моторики (пинцетного захватывания); - развитие зрительного внимания; - выработка умения выкладывать по образцу; - активизация словаря: «дождик», «дорожка», «льется», «ладошка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
Игры и упражненияпо развитию мелкой моторики пальцев рукдля детей 2-3лет...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук для детей 2–3 лет
подборка игр и упражнений для детей 2-3 лет...
Игры для развития мелкой моторики пальцев рук для детей 3-4 лет.
Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.Актуальность развития ...
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша»....
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет...
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет...
Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»
Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»...