Семинар - практикум для родителей на тему: «Закрепление правильного произношения звуков в условиях ДОУ и семьи»
план-конспект
Представлена одна из форм педагогического взаимодействия ДОУ и семьи – семинар – практикум. Вниманию родителей предложены: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, дыхания, автоматизацию звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_s_roditelyami.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для родителей на тему: «Закрепление правильного
произношения звуков в условиях ДОУ и семьи»
Цель: повышение эффективности коррекционной работы по автоматизации звуков посредством активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей.
Задачи:
- активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
- познакомить родителей с методикой выполнения артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, игр, направленных на развитие мелкой моторики;
- обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
- повышать уровень педагогический компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.
Материалы и оборудование: ТСО, бейджики, зеркала, памятки, медали родителям (по количеству участников), игры на развитие дыхания, мелкой моторики, автоматизацию звуков.
Предварительная работа:
- проведение в старших группах анкетирования среди родителей детей, посещающих логопункта;
- анализ проведённого анкетирования;
- подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, игр для практической работы.
Аудитория: учителя - логопеды, родители.
Программа семинара – практикума:
- Упражнение-разминка «Давайте познакомимся».
- Теоретическая часть:
- Краткое введение, постановка обсуждаемой проблемы.
- Дискуссия о взаимодействии семьи и ДОУ по данной теме.
- Просмотр практических упражнений:
а) артикуляционная гимнастика;
б) дыхательные упражнения;
в) упражнения на развитие мелкой моторики.
III. Практический инструментарий:
- обсуждение;
- игры на автоматизацию звуков;
- рекомендации.
IV. Подведение итогов.
- Упражнение – разминка «Давайте познакомимся».
Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, предлагаем вам сделать визитную карточку, которую вы можете украсить на ваш художественный вкус. Важно, чтобы на карточке было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли (родители оформляют бейджики в свободной форме)
- Теоретическая часть
Введение в тему.
Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли, тем глубже он может познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будет формироваться его взаимоотношение с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах с дальнейшими негативными последствиями.
Грамотная речь ребенка - важное условие нормального развития ребёнка, а в дальнейшем успеваемости в школе. Поэтому взаимодействие детского сада и семьи является важным и необходимым условием воспитания, так как лучшие результаты бывают там, где между педагогами и родителями складываются отношения сотрудничества и взаимодействия.
Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребёнка. Любая речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отдаляются от этой работы, нарушается целостность всего учебно-воспитательного процесса.
Научившись произносить поставленный звук изолированно, ребенок не сразу использует его в своей речи. И здесь наступает сложный и длительный этап логопедической работы – закрепление правильного звукопроизношения или автоматизация звука. Без помощи со стороны родителей этот процесс может затянуться на длительное время, так как у дошкольника навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества решаются задачи формирования правильной речи, развивается внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми.
Одним из обязательных условий успешной автоматизации является закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
2. Дискуссия. Уважаемые родители! Как вы представляете взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей?
- Просмотр практических упражнений:
а) Работа по постановке звука начинается с артикуляционной гимнастики, цель которой выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений (проводится вместе с родителями):
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
- Вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5. Язык широкий.
6. Язык узкий.
7. Чередование широкого и узкого языка.
8. Подъем языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх и вниз.
б) Правильное дыхание очень важно для развития речи. Т.к. речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного ротового дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине (предложений) отрезков.
Есть несколько рекомендаций по выполнению упражнений, направленных на развитие ротового выдоха:
- Перед проведением упражнений, направленных на развитие дыхания необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Воздух необходимо набирать через нос. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать — длительно и плавно; следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки. (На начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо контролировать по времени - они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений), их обязательно нужно чередовать с другими упражнениями и занятиями.
Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения упражнений постепенно увеличивают с 1-2 до 5-7минут.
Примеры игровых упражнений на развитие ротового выдоха для детей дошкольного возраста, которые вы можете использовать в домашних условиях
Цель дыхательных упражнений - формирование у детей сильного, плавного ротового выдоха.
- «Кораблики». Наполните таз водой. На стенки таза приклейте картинки. Желательно, чтобы в названии картинок был закрепляемый звук. Ребенок дует на кораблик. Вместо кораблика можно использовать лёгкие предметы, например пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. Кораблик приплывает к какой-либо картинке. Необходимо назвать ее, произнести все звуки правильно. (Кораблик приплыл к чему или к кому?) Можно составить с предметом предложение;
- «Футбол» Соорудите из конструктора или другого материала ворота, можно использовать готовые ворота. Возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик, можно ватный шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плечи.
Игры, проводимые с родителями.
- «Фокус». Необходимо улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы его края были прижаты, посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
- С крупой «Волшебная тарелочка». На середину тарелочки наклеивается картинка и насыпается крупа. Ребенок дует на крупу так, чтобы увидеть картинку. Желательно, чтобы в названии картинки имелся автоматизируемый звук. Ребенок называет картинку. Можно предложить ребенку придумать предложение с заданной картинкой.
- «Летний луг». Пособие представляет собой игровое поле: трава, цветы, небо.
Детали на нитках: бабочки, пчела, шмель. Инструкция: Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил.
в) Игры на развитие мелкой моторики
Учеными было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев рук на формирование и развитие речи ребенка.
Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи. Поэтому, чтобы научить детей говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Пальчиковые игры, которые мы используем на занятиях, помогают нам небольшие добрые стишки, потешки, «переложить на пальцы», т.е. придумать несложные движения для пальчиков, что помогает подготовить руку к письму, развить координацию, почувствовать ритм и одновременно с этим развить речь ребенка.
Примерные игры для развития мелкой моторики
- с прищепками: «Театр в банке». Можно начать с простых сказок: «Репка», «Теремок», «Три медведя». (Показ). Развивается мелкая моторика, закрепляется правильное произношение звуков, грамматика, связная речь. Затем используются «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах», «Царевна-лягушка» и др. можно предложить ребенку придумать свою концовку сказок «Сказка на новый лад» или придумать свою собственную сказку. Лучше, если персонажей сказки малыш нарисовал сам или вместе с родителями;
- с прищепками: солнышко, елочка. Нужно закрепить бельевые прищепки вокруг картинки. У вас получатся симпатичные солнышко и елочка Можно использовать как готовые шаблоны, так и вырезанные картинки из журналов, книг;
- шнуровки;
- с ковриками «Полянка», с ипликатором Кузнецова;
- игры с крупами, песком: рисование различных узоров, букв, цифр;
- с пуговицами «Укрась кораблик»;
- с шестигранными карандашами;
- из счетных палочек выкладывание различных предметов: сначала по схеме, затем по памяти;
С пластилином:
- Втыкание сухого гороха в коричневый брусок пластилина – «готовим шоколад с орехами».
- Приклеивание пятнышек из пластилина на рисунок: далматинец, бабочка, божья коровка.
- «Бусы для мамы»: изготовление бус из макарон разной формы (нанизывать на толстую веревку).
Дискуссия. Уважаемые родители! Какие игры вы проводите дома с детьми для развития мелкой моторики? Какие вы знаете народные игры для развития мелкой моторики?
III. Практический инструментарий:
- Закрепление изолированного звука.
Для закрепления изолированного звука мы используем звукоподражания:
- звук [с] – водичка шумит, насос качает колеса, ветер шумит;
- звук [з] – комар звенит;
- звук [ш] – змея шипит;
- звук [ж] – жук жужжит;
- звук [л] – пароход гудит или самолет летит;
- звук [р] – лев /тигр/ рычит; заведём мотор.
Закрепление изолированного звука проводится с помощью звуковых дорожек. Предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук Ж или С, З и т. д. Либо показываем пчелке дорогу к цветку или машинке путь в гараж. Можно использовать звуковую улитку.
- Автоматизация звука в слогах.
Автоматизация звука в слогах очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний мало интересный для ребёнка вид работы. Если к этому процессу подключить игровые приемы, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдёт быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах:
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Произносить слоги: ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги.
3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
4. «Пальчики шагают».
5. Катаемся по радуге и произносим слоги, прищипываем прищепку и произносим слоги, нанизываем колечки на пирамидку, выкладываем счетные палочки и произносим слоги.
После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий» непрочный, то ребенок пользуется им крайне нерегулярно, чаще только на занятиях с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть развивать фонематический слух.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх:
- «Поймай звук Ш» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
«Как только услышите звук «Ш», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, Ш, Ж, Т, С, Ш, Ш;
- ЖА, СА, ТУ, ЖО, ИШ, ШУ;
- ДОМ, ШУМ, КОМ, ЖУК, ДУШ, ТОМ..
2. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
3. Дидактические игры на автоматизацию звука: «Утка и утята», «Торт и свечи», «Малыш и погремушки», «Насос и колеса», «Компьютер и диски» и другие.
Игры на автоматизацию звуков в словах
1. Игры «Рыбка и аквариум», (предложить родителям поиграть)
2. Су-Джок - нанизывая кольцо - повторять звуки, слоги, слова.
4. «Шарики» На листе вразброс изображены воздушные шары без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки. Инструкции: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук.
5. «Лабиринт».
6. Использование компьютерных презентаций. Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей. Дети получают одобрение со стороны компьютера в виде картинок – призов, сопровождающихся звуковым оформлением. При использовании компьютера важно соблюдать санитарно-гигиенические требования: Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз. (Вниманию родителей предлагается презентация на автоматизацию звука «Р»).
- Автоматизация звука в предложениях.
Цель данного этапа работы над звукопроизношением – стимулирование речевой активности детей, развитие их речевой коммуникативности.
Для этого можно использовать следующие игры:
- «Составь предложение». Назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно «включить» фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными.
- Работа с деформированной фразой: «Идти, Саня, Соня, сад, детский, в.» «Ромашка, рвать, Рома».
- Чистоговорки на кубиках.
Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. (Родителям предлагается проговорить чистоговорки).
Помните! звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать ребенка. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.
- Рекомендации по выполнению домашнего задания:
- правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашние задания в выходные дни;
- старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности. Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
- Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.
IV. Подведение итогов.
Подводим итоги, родители делятся своими впечатлениями, задают вопросы.
Уважаемые родители! Благодарим вас за сотрудничество. На память о нашей встрече мы хотим вручить вам памятки и медали «Помощник логопеда». На этой позитивной ноте мы завершаем наш семинар. Желаем вам успехов и радости общения с вашими детьми.
Список литературы
- Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.- М., 2007
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Под ред.Л.И. Беляковой. - М.:Книголюб, 2005.
- Козырева Л.М. Развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. – М., 2003.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб, 2002.
- Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М.: 2000.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. – Волгоград, 2003.
- Тимофеева Е.Ю. «Пальчиковая гимнастика», Корона Принт, М - 2008.
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников /Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей На тему: « Ура! Звук родился» Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.
Конспект семинара-практикума для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков....
Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»
· упражнения для развития дыхания детей;· упражнения для губ;· упражнения для щек;·...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики....
Закрепление правильного произношения звуков ( семинар – практикум для родителей)
Грамотная речь ребенка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Взаимодействие педагогов детского сада и семьи оказывает огромное влияние на воспитание дет...
Занятие на тему: «Закрепление правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи».
Занятие направлено на совершенствование правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи; закрепление навыков общения, воспитания добрых, дружеских чувствв коллективе...
Закрепление правильного произношения звуков в домашних условиях
Автоматизацию правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:· выполнение артикуляционной гимнастики;· закрепление изолированного...