Как режим дня влияет на поведение ребенка
консультация

Татьяна Ивановна Быкова

Консультация для родителей "Как режим дня влияет на поведение ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rezhim_dnya.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

Как режим дня

влияет на поведение ребенка?

            Любому ребенку в возрасте до трех лет необходим ритм смены активности и отдыха. Нервная система маленького ребенка быстро истощается и наступает переутомление. Внешне это проявляется не в повышенной сонливости и упадке сил, как у взрослого, а наоборот: ребёнок ведёт себя более шумно и подвижно, его труднее успокоить, он мало реагирует на речевые указания взрослого. Перевозбуждённого ребенка сложно усадить за тихое занятие – чтение, рисование, а уложить спать иногда вообще невозможно. Утомление влияет на настроение ребенка: родителям знакомо, как раздражителен и капризен их ребенок, если не выспался, или устал.

Избежать таких проблем поможет правильно организованный распорядок дня. Замечено, что дети второго – третьего года жизни (раннего возраста), родители которых соблюдают стабильный режим дня, имеют значительно меньше проблем с поведением, они более внимательны, более стрессоустойчивы. Кроме того, стабильный уклад дня делает чередование событий дня предсказуемым для ребенка, рутина даёт ему ощущение спокойствия и безопасности. Все эти моменты благоприятны для развития эмоциональной сферы.

Родителям также очень нужен четкий режим дня малыша. Справляться с трудностями в поведении – с капризами, агрессией, протестами ребенка, взрослый сможет, только если сам чувствует в себе бодрость и имеет запас оптимизма. Поэтому мама, на которую чаще всего ложится эта нагрузка, также должна иметь возможность отдохнуть в течение дня.

Итак, стабильный режим семьи поможет решить сразу несколько проблем:

- режим дня укрепляет центральную нервную систему ребенка и позволяет нормализовать эмоциональный фон его настроения;

- режим вносит стабильность, предсказуемость и планирование в жизнь всей семьи;

- режим дает возможность и ребенку, и взрослому полноценно отдыхать и распределять свои силы в течение дня.

Признаки нарушения режима:

- поздний утренний подъем (позже 8:00);

- позднее вечернее засыпание (позже 21:00);

-долгое укладывание на сон (более 40 мин);

- бодрствование ночью;

- вялость утром и повышенная активность вечером.

Как стабилизировать режим дня?

1. Составьте письменный распорядок дня ребенка, придерживайтесь его сами и попросите ваших родных, если они остаются с ребенком, также следовать заведенному расписанию. Из чего состоит распорядок дня? Кормление, гигиена, укладывание на дневной и ночной сон, прогулки,  занятия и игры – вот события, составляющие привычный уклад ребенка. При этом соблюдать последовательность событий важнее, чем выдерживать их временные границы.

2. Организуйте полноценное бодрствование ребенка.

Казалось бы, что тут можно изменить: ребенок бодрствует, как может, помощь родителя ему не нужна. Однако, в бодрствовании есть два состояния: активное бодрствование и спокойное бодрствование. Они оказывают разное влияние на качество сна ребенка: активное бодрствование важно для крепкого сна, а спокойное бодрствование необходимо для более легкого засыпания. Разделите время между снами на две примерно равные части. Первая часть должна быть посвящена активным и динамичным занятиям, а вторая половина – спокойным видам деятельности. Когда ребенок проснулся, предложите ему разные игры и упражнения на развитие физической и умственной активности. Во второй половине бодрствования необходимо дать ребенку успокоиться, после чего переходите к укладыванию на дневной или ночной сон.

Занятия для активного бодрствования:

- пешая прогулка на улице, игры в песочнице, на детской площадке;

- знакомство с новым – новая игрушка или книжка, новое занятие;

- веселые шумные игры со взрослыми или детьми – догонялки, прятки;

- гимнастика и активный массаж;

- участие в домашних делах.

                           Занятия для спокойного бодрствования:

- чтение знакомых книжек, знакомые игры и игрушки;

- игры с водой, песком;

- игры с крупами, с мисками, на кухне около мамы.

3. Вводите в режим дня правила самостоятельности ребенка.

Помыть руки, почистить зубы, одеться, поесть, раздеться и т.д. – ребенок раннего возраста постепенно осваивает эти навыки, и если он научился этому делу, то надо вводить его в режим дня, что поможет им стать полезными привычками ребенка. Постепенно увеличивайте долю участия ребенка в самообслуживании, однако, помните, что вменять малышу в обязанность его дела ещё рано (то есть подразумевать, что ребенок «должен сделать это сам»). Слово «надо» будет побуждать ребенка только в предшкольном возрасте. До этого времени создайте условия для его посильной и самостоятельной деятельности, помогайте ему в случаях затруднений. Это и будет залогом его успехов в развитии осознания себя и своей жизни, и в постепенном овладении возможностью управлять собой с помощью правил.

Как вводить правила?

1.Большинство родителей традиционно дают прямую речевую инструкцию: «Помой руки», «Ты должен есть сам». В раннем возрасте (в возрасте 2 – 3 лет) малыш еще недостаточно ориентируется на речевые сообщения, и будет сопротивляться и им, и директивной интонации взрослого. Родителю нужна не строгость, а последовательность и обязательность выполнения. Правило в раннем возрасте – это правило не только для ребенка, а для пары «ребенок – взрослый». Взрослый в этом тандеме ведущий: именно он напоминает и создает мотивацию у ребенка на выполнение того или иного действия, эмоционально вовлекает его. Для многих детей с определенного возраста становится эффективным использование игровых приемов: если любимый плюшевый заяц «собирается завтракать» и «зовет Петю», то и малыш с удовольствием присоединится к нему. Также помогают знакомые стишки и песенки из любимых мультфильмов: возвращаться домой с площадки куда приятнее, если мама напевает ритмичную песенку Винни Пуха: «Куда идем мы с Пятачком?» (Б. Заходер).

2. Используйте ритуалы перехода. Часто бывает, что ребенок с трудом переключается с одного дела на другое: например, ему трудно «оторваться» от игры и собраться на прогулку, а потом такой малыш не хочет уходить домой с площадки. В этой ситуации малыш может протестовать, капризничать, проявлять агрессию. Это не плохое поведение или огрехи воспитания ребенка, это совершенно объективные трудности перехода ребенка из одного состояния в другое. Их можно избежать или уменьшить, если использовать в такой ситуации ритуал перехода, который позволит ребенку подготовиться к перемене заранее.

Ритуал – это четкая и неизменяемая последовательность событий, которая начинается в одной активности и переходит в другую. Обычно про ритуал вспоминают в связи с укладыванием на сон. Но можно также организовать любой другой трудный ребенку переход. Например, составить ритуал, помогающий ребенку собраться на прогулку: сначала подошли к окну, посмотрели, что происходит во дворе; обсудили погоду; прочитали в книжке стишок про прогулку (или посмотрели фото, где малыш гуляет); собрали все вещи для прогулки – лопатку, формочки, грузовичок; достали крошки, чтобы покормить голубей и т.п. Не так важно, какие события выбираются в качестве ритуала, важно, чтобы они изо дня в день были одинаковые и выполнялись в неизменной последовательности. После того, как режим восстановлен, ребёнок будет иметь запас сил на полноценное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Еда, которая влияет на поведение ребенка

Консультация для родителей....

"Как цвета влияют на на настроение и поведение ребенка.

«Влияние цвета на психику ребенка»     Цветовая гамма комнаты ребенка, цвет одежды, красочные игрушки, мебель – все это не только  развивает зрение, внимание и речь, но также ...

Консультация для родителей "Почему важно соблюдать режим дня? Воспитание культуры поведения ребенка"

Данная консультация для родителей способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка...

Как режим дня влияет на ребенка.

Существует миллион статей о пользе и необходимости создания режима дня для детей.Но,как его организовать ввиду занятости родителей и нежелания ребенка слушаться?...

Поведение ребенка. Как формируется и что влияет. Правила установки запретов.

Интересная консультация для родителей о поведении детей....

Как режим дня влияет на ребенка

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не только малышу, но и его родителям....

Консультация для родителей " Как режим дня влияет на сон ребенка"

    Малыша нужно приучать к режиму с первого года жизни, чтобы детский организм привыкал к определённому времени бодрствования, сна, приёма пищи, игры....