Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей группе «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
материал по психологии (старшая группа)

Татьяна Ивановна Быкова

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.sobr_.starshaya_gruppa.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в старшей группе «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы  с вами поговорим о некоторых особенностях возраста ваших детей.

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника, в котором закладывается 90% всех черт личности ребенка. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Несмотря на то, что мы меняемся, приобретая жизненный опыт  (меняется характер, темперамент, поведение), некоторые личностные качества остаются неизменными всю нашу жизнь. И так, давайте перейдем непосредственно к вопросу об изменениях в развитии и поведении ваших детей, которые могут ожидать вас в ближайшем году.

  1. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («С ним интересно играть»). В этом возрасте необходимо обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогать ему в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. 
  2. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Происходят изменения в представлениях  ребенка о себе. Оценки и мнения товарищей становятся для них существенными. Способствуйте формированию адекватной самооценки у ребенка. Для этого поддерживайте ребенка в любых его пусть даже незначительных начинаниях, верьте в него, чаще говорите о том, как он важен для вас и как вы его любите, подчеркивайте его достоинства и таланты. Но при этом будьте с ребенком честны, чтобы у него не сложилось искаженной картины самого себя. В случае «промаха» ребенка тактично, но максимально справедливо, адекватно и честно объясните ребенку почему так произошло и как бы могло получиться, если бы он повел себя иначе. Объяснять ребенку необходимо на максимально доступном и понятном для него языке, желательно приводить какие-то примеры.
  3. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
  4. Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды: перчатки, шапочки, веера, бусы, браслеты и другие предметы.
  5. В этом возрасте у ребенка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота и нежность, а девочки на такие качества, как сила и способность заступиться.
  6. Пятилетние дети считают себя совершенно взрослыми и очень влюбчивы. Объектом влюблённости может стать человек любого возраста. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.
  7. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому большое внимание надо уделять образовательной деятельности. Однако, ребёнок ещё совсем не готов к школьному обучению! Ему намного приятнее и полезнее будет научиться чему-либо от близкого, знакомого взрослого, сверстника, чем от школьного учителя. Необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок САМ захотел научиться читать, считать и т.д., а не потому, что этого хотят родители.
  8. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он задает много вопросов, постарайтесь найти время на беседу, помните, что для него это очень важно. Или же объясните ребенку, что сейчас Вы должны доделать работу и чуть позже вы обязательно ответите на все вопросы. По возможности не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать необходимо ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя.
  9. Начинает задавать вопросы, связанные со смертью, постарайтесь отвечать на эти вопросы максимально правдиво. Лучше ребенок узнает о смерти от вас в допустимой и приемлемой форме для него, чем он начнет фантазировать. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания. Ни в коем случае не стоит ребенка стыдить и ругать по этому поводу, ребенок должен чувствовать поддержку от Вас.
  10.  Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
  11.  Нравственное развитие в этом возрасте во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемной ситуации и включение ребенка в решение проблемы. Обсуждайте с ребёнком нравственную сторону его поступков и других людей. Высказывая свою оценку, интересуйтесь тем, как бы ребёнок сам оценил своё действие. Тем самым у ребёнка формируется критичность к самому себе и адекватная самооценка. Способствуйте формированию и закреплению таких качеств ребенка, как активность, инициативность и креативность. Старайтесь участвовать во всех мероприятиях, которые предлагает вам детский сад. Помните! Вы – главный объект подражания для ваших детей! Как правило, у активных родителей – активный ребенок.
  12.  Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно. Следует постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи. Развивайте самостоятельность и инициативность ребёнка. Предоставляйте ему возможность самому принимать решения, выбирать деятельность. Определите круг обязанностей ребёнка. Возвращайте ему его ответственность за его поступки, вещи. Дайте возможность ребёнку ошибиться и тогда он приобретёт бесценный опыт.
  13.  Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
  14.  В этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавая, что  обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
  15.  Читайте и рассказывайте детям сказки!  Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

На этом у меня всё. Если у кого-то возникли вопросы, готова ответить. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»• Время проведения : август-сентябрь• Форма проведения : беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы .• Цели : ознако...

Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности детей 5 лет"

Конспект родительского собрания в старшей группе "Возрастные особенности детей 5 лет"...

Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»Цель собрания:обеспечить ознакомление родителей с годовыми задачами детского сада, о возрастных психических особенностях д...

Протокол родительского собрания в старшей группе«Возрастные особенности детей 5-6 лет.Информационная грамотность»

Протокол родительского собрания №1Группа  №3  Родительское собрание  от 26 сентября 2018 годаТема : «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Информационная грамотность»....

Конспект родительского собрания в старшей группе.«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

познакомить родителей с задачами дошкольного учреждения на новый учебный год и возрастными особенностями старшего дошкольного возраста детей, повышать педагогическую культуру родит...

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родител...

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»...