Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе «Психологические особенности детей 4-5 лет»
материал по психологии (средняя группа)

Татьяна Ивановна Быкова

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.sobrsrednyaya_gruppa.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе по  теме «Психологические особенности детей 4-5 лет»

Добрый вечер, уважаемые родители! Наши ребята стали на год взрослей, они перешли в среднюю группу детского сада. Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в воспитании детей.

Вот и лето прошло. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью простого упражнения.

Упражнение «Как мы провели лето»

- встаньте те, кто ходил со своим ребенком в лес… (на рыбалку);

- встаньте те, кто купался, плавал вместе с ребенком, загорал на пляже;

- у чьих детей от загара сгорела спина;

- кто читал детям книги;

- кто купил своему ребенку мяч или любой другой предмет для двигательной активности;

- чьи дети помогали родителям в огороде;

- чей ребенок научился чему-нибудь новому.

Педагог-психолог: Как здорово и плодотворно у всех прошло лето! Это замечательно! Ваши дети получили массу эмоций от отдыха, и потрудиться успели. Несомненно, это, так или иначе, способствовало развитию и воспитанию ваших деток. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей в общем, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделим показатели разных сторон его развития.

  1. Ведущая потребность - познавательная активность; потребность в общении;

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра;

Ведущая функция – наглядно-образное мышление, говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом или образом в реальности. Но, к сожалению, не у всех детей наглядно-образное мышление формируется должным образом. Если вы видите, что вашему ребёнку достаточно сложно представить что-либо в уме, то не тяните, начинайте активно развивать данный вид мышления. Иначе ребёнок будет испытывать сложности при обучении в школе. В частностиему трудно будет даваться решение задач, а также любые задания творческого характера. Для малышей это, в первую очередь, любые виды конструирования и всевозможные дидактические игры, направленные на развитие мышления и воображения, пересказ прочитанного, отгадывание загадок. Большую пользу принесут упражнения, если их выполнять на время. Оптимальное время на выполнение каждого задания — 2 минуты. На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты. Но! Что тренируется, то развивается.

2. Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.

 Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырёхлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

3В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляется стремление к самостоятельности.

Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

4. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

5. Дети больше всего боятся потерять любовь и внимание взрослых.

 Часто это проявляется в том, что ребенок отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваша любовь и внимание к ребенку помогут преодолеть все страхи. Главное - больше общайтесь с малышом, вызывайте у него самые разнообразные положительные эмоции.

6. Страхи как следствие развитого воображения.

Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром, безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. Триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет маму, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. Способствует страхам чрезмерная опека, постоянное нахождение рядом взрослых, предупреждением каждого самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

7. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. У них резко возрастает интерес к окружающему миру. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

8.Познавательные процессы:

Память: Закладываются основы мыслительной деятельности. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов (5 картинок).

Внимание: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. Объем 5-6 предметов.

Речь: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Речь уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения его мыслей и рассуждений.

Мышление после 4 лет становится речевым. Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Большинство детей начинает проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Идеальный возраст для того, чтобы сделать первые шаги на компьютерном экране.

Внимание! Занятие на компьютере не должно превышать 10 мин.

Воображение. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Проявляется принципиально новая способность сочувствовать вымышленным персонажам, героям сказок. Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представляет себе Красную Шапочку по - своему, то есть пусть работает воображение.

9. Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и крыша) Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

10. Коммуникативная сфера. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Все более сильной становится потребность в друзьях. Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формируется умение работать в паре со сверстниками по заданию взрослого, так же умение брать на себя роли предложенные взрослыми. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Стоит отметить, что дети этого возраста очень чутки к искренности.

Педагог-психолог: Обратите внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование тренажеров и нестандартного оборудования в семье с детьми», выступление на родительском собрании в средней группе инструктора по физической культуре Чахеевой С.Г.

Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров и нестандартного оборудования. Упражнения на них совершенствуют координаци...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе ДОУ Тема: «Психологическое здоровье дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        Выступление психолога на родительском собрании...

Выступление на родительском собрании в средней группе.«Роль семьи в речевом развитии ребенка».

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием р...

Выступление психолога на родительском собрании в средней группе Тема: «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»

Аудитория: родители детей, посещающих среднюю возрастную группу детского сада.Цель: формировать у родителей умения выстраивать оптимальные детско-родительские отношения.Задачи:- познакомить родителей ...