Развитие речевого творчества дошкольников с ЗПР и ТНР в домашних условиях
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Курдина Зиля Равилевна

 В статье представлены специальные словесные игры и упражнения для формирования у детей с ЗПР и ТНР способностей к словесному творчеству, 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tvorchestvo.docx150.29 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №44 к.в.» г. Магнитогорска

Консультация для родителей:

Развитие речевого творчества дошкольников

с ЗПР и ТНР в домашних условиях

https://www.culture.ru/storage/images/1ae126c88d41d156c700f9df83309efa/4beb123af393729c47f2098d045a7709.jpeg

Подготовила:

 Курдина Зиля Равилевна,

учитель-логопед


В работе с детьми с ЗПР и ТНР развитие творческих способностей - прямой путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника.

Развивая творческие способности в речи ребенка необходимо учитывать ряд условий. Первое условие - это развитие воображения. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавая на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.

Вторым важнейшим условием является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи, ведь большую часть своей жизни дошкольник проводит именно с семьей.

Третьим важным условием развития творческих способностей в речи ребенка является наличие положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. 

Формирование способностей к словесному творчеству - это, прежде всего, специальные словесные игры и упражнения, стимулирующие детское творчество.

  1. Игра «увеличение - уменьшение».

Описание игры: - Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что мы захотим. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы). 

Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что ты хочешь увеличить, а что уменьшить? А зачем? (Родители приводят свои ответы).

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

  1. Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

Например, «О чем думают твои варежки?», «Как бы ходила твоя куртка» и т.д.

  1. Игра «Подарок»

Взрослый и ребенок передают друг другу коробку с бантом, придумывая подарок в коробке. Например, «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уколитесь» и т.д.

  1. Игра «Измени характер персонажа»

Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки. Например, Лисица стала самой глупой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы).

  1. Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке животного, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:https://banner2.cleanpng.com/20180217/juq/kisspng-giraffe-cuteness-illustration-giraffe-5a87b7075e7e84.6819487115188436553871.jpg

  • Внешний вид.
  • Где живет?
  • Чем питается?
  1. Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, или кота (собаки).

  1. Игра «Придумай продолжение»

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

  1. Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Например, «Как мне повезло», - говорит подсолнух, - я похож на солнце», «Как мне повезло», - говорит картошка, - я кормлю людей», «Как мне повезло», - говорит береза, - из меня делают ароматные веники» и т.д.

  1. Игра «Подбери метафору»

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд». Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер.

Щеки горят.

Утонул в двойках.

Держать в ежовых рукавицах.

Позеленел от злости.

Надоедливый, как муха.

Трудолюбивый, как пчела.

  1. Игра «Автобиография»

Представляете себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведете рассказ. Другой участник игры должен угадать, кто или что это?

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю» (лампочка)».

  1. Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы.

Свечка - … печка;

трубы - … губы;

ракетка - … пипетка;

сапоги - пироги и т.д.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Развитие речевого творчества дошкольников

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потре...

Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

      В практике по развитию речевого творчества воспитанников  активно используем  элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Технология ТРИЗ  способствует формированию ситуац...

Развитие речевого творчества дошкольников посредством песочной анимации в условиях реализации ФГОС ДОО. (Опыт работы)

Рисование песком- это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно-речевом развитии дошкольника....