Развитие речевого творчества дошкольников с ЗПР и ТНР в домашних условиях
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье представлены специальные словесные игры и упражнения для формирования у детей с ЗПР и ТНР способностей к словесному творчеству,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_tvorchestvo.docx | 150.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №44 к.в.» г. Магнитогорска
Консультация для родителей:
Развитие речевого творчества дошкольников
с ЗПР и ТНР в домашних условиях
Подготовила:
Курдина Зиля Равилевна,
учитель-логопед
В работе с детьми с ЗПР и ТНР развитие творческих способностей - прямой путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника.
Развивая творческие способности в речи ребенка необходимо учитывать ряд условий. Первое условие - это развитие воображения. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, создавая на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии.
Вторым важнейшим условием является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи, ведь большую часть своей жизни дошкольник проводит именно с семьей.
Третьим важным условием развития творческих способностей в речи ребенка является наличие положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.
Формирование способностей к словесному творчеству - это, прежде всего, специальные словесные игры и упражнения, стимулирующие детское творчество.
- Игра «увеличение - уменьшение».
Описание игры: - Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что мы захотим. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы).
Усложним эту игру дополнительными вопросами: Что ты хочешь увеличить, а что уменьшить? А зачем? (Родители приводят свои ответы).
Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
- Игра «Оживи предмет»
Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
Например, «О чем думают твои варежки?», «Как бы ходила твоя куртка» и т.д.
- Игра «Подарок»
Взрослый и ребенок передают друг другу коробку с бантом, придумывая подарок в коробке. Например, «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», или «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уколитесь» и т.д.
- Игра «Измени характер персонажа»
Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа изменит привычные отношения между героями сказки. Например, Лисица стала самой глупой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы).
- Игра «Зоопарк»
Участники игры получают по картинке животного, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
- Внешний вид.
- Где живет?
- Чем питается?
- Игра «Разными глазами»
Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, или кота (собаки).
- Игра «Придумай продолжение»
Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
- Игра «Как мне повезло»
Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.
Например, «Как мне повезло», - говорит подсолнух, - я похож на солнце», «Как мне повезло», - говорит картошка, - я кормлю людей», «Как мне повезло», - говорит береза, - из меня делают ароматные веники» и т.д.
- Игра «Подбери метафору»
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, «говор волн», «холодный взгляд». Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.
Мягкий характер.
Щеки горят.
Утонул в двойках.
Держать в ежовых рукавицах.
Позеленел от злости.
Надоедливый, как муха.
Трудолюбивый, как пчела.
- Игра «Автобиография»
Представляете себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведете рассказ. Другой участник игры должен угадать, кто или что это?
Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю» (лампочка)».
- Игра «Веселые рифмы»
Подберите к словам рифмы.
Свечка - … печка;
трубы - … губы;
ракетка - … пипетка;
сапоги - пироги и т.д.
Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц
Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...
Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...
Развитие речевого творчества дошкольников
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потре...
Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В практике по развитию речевого творчества воспитанников активно используем элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Технология ТРИЗ способствует формированию ситуац...
Развитие речевого творчества дошкольников посредством песочной анимации в условиях реализации ФГОС ДОО.(Опыт работы)
Рисование песком- это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно-речевом развитии дошкольника....
Развитие речевого творчества дошкольников с нарушением речи в домашних условиях
Буклет для родителей...