Развитие речевого творчества дошкольников
статья по развитию речи на тему

Бердина Роза Сагитовна

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tvorchestvo_po_fgosam.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие речевого творчества дошкольников»

Воспитатель: Бердина Роза Сагитовна

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.

В результате проведенного мониторинга удалось выявить те пробелы в образовательном процессе, которые снижают уровень речевого развития дошкольников:

  • НОД по развитию речи проходят по механической схеме:1е занятие-предсказывание, 2-е занятие –рассказывание из личного опыта, 3- занятие-рассказывание по картине, 4-е – творческое рассказывание. При данной организации педагогического процесса достаточно сложно учитывать индивидуальный уровень речевого развития воспитанников,
  • неготовность педагогов работать в образовательной области «Речевое развитие» со старшими дошкольниками в системе ФГОС, воспитатели не умеют отбирать содержание НОД по речевому творчеству,
  • педагоги не используют средства и методы формирования монологовой формы речи. А монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания.
  • отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО,
  • недостаток в технических средствах обучения.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями речевого творчества в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами речевого сочинительства и пересказа.

Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества.

Этот процесс должен происходить не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в  ходе режимных моментов, в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании). Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

 В содержании образовательного процесса следует изменить:

  1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
  2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.;
  3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»;
  4. Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
  5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
  6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
  7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
  2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
  3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
  4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
  5. Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
  6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
  7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
  8. Использование в работе интерактивной доски.

Работа с воспитанниками:

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

  Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

  • Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
  • Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
  • Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
  • Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
  • Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
  • Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
  • Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
  • Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Сотрудничество с родителями

  • Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
  • Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
  • Совместное посещение театра и детской библиотеки.
  • Участие в конкурсе «Моя сказка».
  • Составление  сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
  • Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.

Контроль:

 Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

 Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Список используемой литературы и ресурсов

  1. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леотьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  2. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в

речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание»,  № 10, 2006 г.

  1. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Мастер-класс "Использование метода моделирования в развитии речевого творчества дошкольников"

Методическая разработка знакомит педагогов с использованием метода моделирования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических компонентов и развитию связно...

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...

Моделирование- эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников.

1.Чётко отражать основные свойства и отношение, которые являются объектом познания.2.Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней.3.Ярко и отчётливо передавать с её помо...