Статья для родителей: «Развитие творческих способностей по средствам сказкотерапии в дошкольном возрасте»
статья

Филарина Ирина Анатольевна

Статья посвящена ознакомлению родителей со сказкотерапией, что это такое и как ее использовать для выявления творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_statya_dlya_roditeley.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей: «Развитие творческих способностей по средствам сказкотерапии в дошкольном возрасте»

Воспитатель: Филарина Ирина Анатольевна

Декабрь, 2024

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического развития ребёнка, его становления как личности, раскрытия творческого потенциала. Это напрямую связано с открытием новых возможностей и методов работы со сказкой. Сказка представляет собой психологический феномен, который несет культурное наследие и духовный опыт социума. 

В современной теории сказкотерапия – это одно из самых новых направлений практической психологии. Оно появилось около 20 лет назад в Санкт-Петербурге. Базовые знания о сказкотерапии были получены еще российскими психологами А. Гнездиловым, Т. Зинкевич-Евстигнеевой и другими. Они создали и развили концепцию комплексной сказкотерапии, включающей в себя гуманистические идеи психологии, педагогики, философии Древнего мира и Нового времени. По мнению Т.Д. Зинкеич-Евстигнеева, сказкотерапия направлена к «чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека». Сегодня сказкотерапия объединяет разные достижения психологии, педагогики и философии различных культур, всё это приобретает сказочную форму и форму метафор.

Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. 

Цель метода сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Необходимо объяснить смысл понятия «сказка», ведь именно оно легло в основу теории комплексной сказкотерапии. Слово «сказка» впервые звучит в XVII веке, как термин, обозначающий те виды устной речи, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До конца первой половины XIX века в сказках находили забаву, достойную низших слоев общества или детей.

Сказка формирует доверие ребенка к миру, она прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к взрослым, к коллективу детей. Обеспечивает основу для реализации эмоционально положительного опыта растущей личности дошкольника.

Главнейший признак сказки – это то, что в ней всегда есть нацеленность на выдуманные события, что определяет и поэтику сказки. К основным характеристикам сказки относят несоответствие реального мира и неординарность событий, о которых рассказывается (в этом отличие сказки от литературного повествования).

В соответствии с классификацией Т.Д. Зинкевич–Евстигнеевой сказки подразделяются на:

1) художественные;

2) дидактические;

3) медитативные;

4) психотерапевтические;

5) психокоррекционные.

И.В. Вачков разделяет сказки на два вида в зависимости от целей воздействия сказки:

1) фольклорные;

2) авторские, при этом в этих двух типах сказок следует выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова). Конкретно психосказка, по мнению И.В. Вачкова, имеет целью раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Сочинение сказки и иллюстрация к ней развивают вербальное и невербальное воображение, которое в свою очередь является основой творческих способностей. Сказка учит дошкольника понимать эмоциональное состояние окружающих.

С помощью метафор ребёнок интегрирует ситуации в сказке в свой жизненный опыт. Дошкольник через сказку получает знания о том, как устроен этот мир; как приобретать дружбу и любовь; как строить отношения с родителями, взрослыми и другими детьми. Также он учится умению прощать, ценить хорошее отношение к себе и другим. Начинает осознавать, что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какими ценностями нужно руководствоваться во взаимоотношениях с социумом.

Процесс развития креативности в учебном и воспитательном процессах определён набором психологических критериев: социальная поддержка творческого поведения; внутренняя мотивация к креативу, осуществление принципов гуманистической психологии (принятие, поддержка, безоценочность). Сказкотерапия (чтение, изучение, написание сказок, командная и индивидуальная работа с детьми) стимулирует неординарные способы решения проблемных ситуаций и продуктивно влияет на формирование творческого отношения детей к деятельности.

Источник: Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. СПб., 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб., 2006.

Маслова В. И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства. Чебоксары, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии

Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...

Программа развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности

Нами предоставляется  возможность,  детям и их родителям, продемонстрировать свои  таланты и способности. Музыкально – театральная деятельность дает шанс   активно...

УМК к программе развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста по средствам музыкально – театрализованной деятельности раздел актёрское мастерство

Работа содержит систему специальных мероприятий по актёрскому мастерству - способствующих развитию творческого потенциала и музыкальных  способностей детей старшего дошкольного возраста....

Статья: "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования."

Данная статья написана в помощь родителям для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования дома с детьми....