Мастер-класс для родителей: «Веселая артикуляционная гимнастика»
консультация
Мастер-класс для родителей:
«Веселая артикуляционная гимнастика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_veselaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга» города Губкина Белгородской области
Мастер-класс для родителей:
«Веселая артикуляционная гимнастика»
Подготовила:
Мартынова Елизавета Александровна,
учитель логопед
Губкин, 2024
Цель: повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей, по средствам правильного выполнения артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- повышать уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей,
- познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика»;
- познакомить родителей с комплексами артикуляционных упражнений для исправления нарушений различных групп звуков;
- научить выполнять специальные упражнения в игровой форме для развития артикуляционного аппарата;
- способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.
Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству участников; бумажные салфетки; дидактические игры для развития дыхания: «Футбол», «Сдуй снежинку», «Подними шар», «Дракончики»; картотеки комплексов артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков; презентация с картинками-иллюстрациями к артикуляционным упражнениям; памятки для родителей.
Участники мастер-класса: родители детей.
Ход мастер-класса:
Все участники мастер- класса усаживаются за столы, расположенные полукругом, учитель – логопед сидит в центре.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Как много надо потрудиться,
Чтобы р-р-рычать красиво научиться,
Чтоб, как змея, ш-ш-шипеть притворно,
Как жук, ж-ж-ужать задорно.
С протяжным л-л-л летать, как самолет,
Как злой комар, з-з-звеня отправиться в полет. Страну Волшебных Звуков посетим,
С игрой не расставаясь по дороге.
И не грустите, мамы!
Мы заговорим! Исчезнут все сомнения Ваши и тревоги!
Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы помочь нашим детям разговаривать понятно и разборчиво, именно для этого нужно научить их правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Веселая артикуляционная гимнастика». Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю - логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно, для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения специальная артикуляционная гимнастика с педагогами в группе и с родителями дома.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Что же это такое?
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной (артикуляционной) логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение ребёнку. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Кроме основного комплекса артикуляционной гимнастики,
разработаны 4 комплекса артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков:
- свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
- шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
- для звуков [Р], [Р’]
- для звуков [Л], [Л’]
Показ картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.
Начинать занятия артикуляционной гимнастикой лучше с нескольких упражнений дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения). Ведь правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.
В тренировке дыхания важно соблюдать некоторые правила:
- Вдох носом, выдох ртом;
- При дутье щёки не надуваются;
- Выдыхаемая струя плавная, непрерывная.
Приглашаю желающих для выполнения дыхательной гимнастики.
«Фокус» – кладем немного ваты на кончик носа. Складываем язычок желобком, поднимаем его к верхней губе и сдуваем ватку на выдохе.
«Футбол» - из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует, не надувая щеки, на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
Выполнение дыхательной гимнастики с родителями, показ дидактических пособий и оборудования для развития речевого дыхания.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством взрослого, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?
Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, театр пальчиков и
язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «сказки о весёлом Язычке».
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Как мы знаем, основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Именно поэтому, важно помнить, что основная деятельность детей – игровая! Все занятия должны строиться по правилам игры.
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселый Язычок. Ребенка сложно уговорить заниматься, но не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится! Сейчас, я предлагаю взять зеркало и рассмотреть основные органы артикуляции: язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные).
Родители смотрят в зеркало и рассматривают свои органы артикуляции.
И вот, наконец, мы подошли к самому главному: предлагаю вашему вниманию мастер-класс по обучению артикуляционным упражнениям с применением мультимедийной презентации, где мы свами научимся выполнять упражнения из основного комплекса.
- «Окошко»: открыть рот, губы округлить.
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
- «Чистка зубов»: рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они.
- «Дудочка»: вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
- «Заборчик»: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
- «Пароход гудит»: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы».
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
- «Футбол»: губы сомкнуты, упираться кончиком языка поочерёдно в одну и другую щёки.
Я у мамы футболист, бью мячом я метко.
Эй, в воротах, берегись, мячик - не конфетка!
- «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
На качелях я качаюсь:
Вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.
Потренировавшись в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, я хочу вам дать рекомендации для проведения её дома:
Перед началом выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики.
- При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным, упражнения выполняются в медленном темпе.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, в игровой форме.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
- Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, для этого необходимо находиться перед настенным зеркалом.
- Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
В заключение хочется подвести итог нашей встречи и отметить, что артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
И помните, уважаемые взрослые: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте его, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Уважаемые родители, хочу поблагодарить вас за внимание и работу! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеюсь, что вы получили полезную информацию, которую будете применять в коррекционной работе с детьми! Предлагаю взять себе памятку по выполнению артикуляционной гимнастики.
Список используемой литературы:
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989 г.
- Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика : Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей : Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Издательство: Литера Год: 2004
- Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие Е. Краузе Издательство: Корона-Принт, Год:2007
- Веселая артикуляционная гимнастика Нищева Н. В. Издательство: Детство- пресс Год: 2009
- Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Издательство: Гном и Д Год: 2005
- Т. А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Издательство : ГНОМ и Д Год:2007
- Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений.
Мастер-класс по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений. Для воспитателей ДОУ....
Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"...
МАСТЕР-КЛАСС «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ НЕТРАДИЦИОННЫМ ПРИЁМАМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ШАРИКОМ»
Эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения педагогов к процессу преодоления речевых нарушений у детей....
Мастер-класс для педагогов "Как провести артикуляционную гимнастику с дошкольниками"
Мастер-класс для педагогов "Как провести артикуляционную гимнастику с дошкольниками"...
Мастер-класс для педагогов по проведению артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать...
Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...