Мастер-класс для родителей: «Веселая артикуляционная гимнастика»
консультация

Мартынова Елизавета Александровна

Мастер-класс для родителей:

«Веселая артикуляционная гимнастика»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_veselaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга» города Губкина Белгородской области

Мастер-класс для родителей:

«Веселая артикуляционная гимнастика»

Подготовила:

Мартынова Елизавета Александровна,

 учитель логопед

Губкин, 2024

Цель: повышать эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения родителей к процессу преодоления речевых нарушений у детей, по средствам правильного выполнения артикуляционной гимнастики.

Задачи:

  • повышать        уровень        компетенции родителей в        вопросах        речевого        развития детей,
  • познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика»;
  • познакомить родителей с        комплексами артикуляционных        упражнений для исправления нарушений различных групп звуков;
  • научить        выполнять        специальные        упражнения        в        игровой        форме        для развития артикуляционного аппарата;
  • способствовать        формированию        у родителей чувства        сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.

Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству участников; бумажные салфетки; дидактические игры для развития дыхания: «Футбол», «Сдуй снежинку», «Подними шар», «Дракончики»; картотеки комплексов артикуляционной гимнастики для постановки разных групп звуков; презентация с картинками-иллюстрациями к артикуляционным упражнениям; памятки для родителей.

Участники мастер-класса: родители детей.

Ход мастер-класса:

Все участники мастер- класса усаживаются за столы, расположенные полукругом, учитель – логопед сидит в центре.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Как много надо потрудиться,

Чтобы р-р-рычать красиво научиться,

Чтоб, как змея, ш-ш-шипеть притворно,

Как жук, ж-ж-ужать задорно.

С протяжным л-л-л летать, как самолет,

Как злой комар, з-з-звеня отправиться в полет. Страну Волшебных Звуков посетим,

С игрой не расставаясь по дороге.

И не грустите, мамы!

Мы заговорим! Исчезнут все сомнения Ваши и тревоги!


Произношение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы помочь нашим детям разговаривать понятно и разборчиво, именно для этого нужно научить их правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Веселая артикуляционная гимнастика». Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю - логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно, для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения специальная артикуляционная гимнастика с педагогами в группе и с родителями дома.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная  гимнастика. Что же это такое?

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Таким образом, говоря о специальной (артикуляционной) логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики  поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение ребёнку. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Кроме основного комплекса артикуляционной гимнастики,
разработаны 4 комплекса артикуляционной гимнастики
для постановки разных групп звуков:

  • свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц]
  • шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
  • для звуков [Р], [Р’]
  • для звуков [Л], [Л’]

Показ картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.

Начинать занятия артикуляционной гимнастикой лучше с нескольких упражнений дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения). Ведь правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.

В тренировке дыхания важно соблюдать некоторые правила:

  • Вдох носом, выдох ртом;
  • При дутье щёки не надуваются;
  • Выдыхаемая струя плавная, непрерывная.

Приглашаю желающих для выполнения дыхательной гимнастики.

«Фокус» – кладем немного ваты на кончик носа. Складываем язычок желобком, поднимаем его к верхней губе и сдуваем ватку на выдохе.

«Футбол» - из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует, не надувая щеки, на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Выполнение дыхательной гимнастики с родителями, показ дидактических пособий и оборудования для развития речевого дыхания.

На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом  под руководством взрослого, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.

Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно  убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится?

Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 

В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики, применяются различные игровые приёмы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, театр пальчиков  и

язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые   истории   и сказки, «сказки о весёлом Язычке».

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Как мы знаем, основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Именно поэтому, важно помнить, что основная деятельность детей – игровая! Все занятия должны строиться по правилам игры.

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселый Язычок. Ребенка сложно уговорить заниматься, но не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится! Сейчас, я предлагаю   взять   зеркало   и   рассмотреть   основные органы артикуляции: язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое небо, альвеолы, причем язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, а остальные неподвижные).

Родители смотрят в зеркало и рассматривают свои органы артикуляции.

И вот, наконец, мы подошли к самому главному: предлагаю вашему вниманию мастер-класс по обучению артикуляционным упражнениям с применением мультимедийной презентации, где мы свами научимся выполнять упражнения из основного комплекса.

  1. «Окошко»: открыть рот, губы округлить.

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

  1. «Чистка зубов»: рот закрыт, круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они.

  1. «Дудочка»: вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

  1. «Заборчик»: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

  1. «Пароход гудит»: слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и  петь звук «ы» : «ы-ы-ы».

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

  1. «Футбол»: губы сомкнуты, упираться кончиком языка поочерёдно в одну и                                   другую щёки.

Я у мамы футболист, бью мячом я метко.

Эй, в воротах, берегись, мячик - не конфетка!

  1. «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней  губе.

Язык лопаткой положи И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

  1. «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку,  либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь:

Вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.

Потренировавшись в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, я                                                                       хочу вам дать рекомендации для проведения её дома:

Перед началом выполняем несколько упражнений дыхательной гимнастики.

  1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к сложным, упражнения выполняются в медленном темпе.
  2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, в игровой форме.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
  2. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец упражнений – покажите ему, как правильно выполняется упражнение.
  3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, для этого необходимо находиться перед настенным зеркалом.
  4. Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

В заключение хочется подвести итог нашей встречи и отметить, что артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

И помните, уважаемые взрослые: НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ! Выполнение артикуляционных упражнений - трудная для ребёнка работа. Не укоряйте его, а хвалите. Поощрение придаст малышу уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее  овладеть правильным звукопроизношением.

Уважаемые родители, хочу поблагодарить вас за внимание и работу! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня к нам! Надеюсь, что вы получили полезную информацию, которую будете применять в коррекционной работе с детьми! Предлагаю взять себе памятку по выполнению артикуляционной гимнастики.

Список используемой литературы:

  1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989 г.
  2. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика : Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей : Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Издательство: Литера Год: 2004
  3. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие Е. Краузе Издательство: Корона-Принт, Год:2007
  4. Веселая артикуляционная гимнастика Нищева Н. В. Издательство: Детство- пресс Год: 2009
  5. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Издательство: Гном и Д Год: 2005
  6. Т.        А.        Куликовская Артикуляционная        гимнастика        в        стихах        и        картинках                                    Издательство : ГНОМ и Д Год:2007
  7. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи  в логопедической работе». Логопед 2005 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений.

Мастер-класс по артикуляционной гимнастике с презентацией упражнений. Для воспитателей ДОУ....

Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"

Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"...

МАСТЕР-КЛАСС «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ НЕТРАДИЦИОННЫМ ПРИЁМАМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ШАРИКОМ»

Эффективность коррекционной работы с помощью активного привлечения педагогов к процессу преодоления речевых нарушений у детей....

Мастер-класс для педагогов "Как провести артикуляционную гимнастику с дошкольниками"

Мастер-класс для педагогов "Как провести артикуляционную гимнастику с дошкольниками"...

Мастер-класс для педагогов по проведению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать...

Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...