Информация для родителей "Особенности развития словарного запаса дошкольников"
материал (старшая, подготовительная группа)

Макушева Светлана Васильевна

Приемы формирования словаря  у дошкольников, примерные задания для количественного роста существительных, прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_2.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – великий дар природы,

благодаря которому люди

получают широкие возможности

общения друг с другом.

Речь объединяет людей в их

деятельности, помогает понять,

формулирует взгляды и убеждения.

Речь оказывает человеку

огромную услугу в познании мира.

Развитие словарного запаса

дошкольника

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы. Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

В возрасте одного-трёх лет малыш усваивает следующие категории слов:

  • названия игрушек, имена членов семьи; слова, обозначающие элементы быта, который окружает ребёнка (посудные и постельные принадлежности, мебель, еда);
  • слова, демонстрирующие познания об окружающей природе: названия погодных явлений и времён года, наименования самых распространённых и простых в произношении растений, и животных;

В этом периоде способность детей оперировать эмоционально-оценочной лексикой (словами, обозначающими эмоциональные состояния, качественные характеристики предметов) ещё крайне низка.

В возрасте 4-5 лет происходит существенный скачок не только в количественном наполнении словарного запаса (1500-2000) слов, но и в его качественном содержании.  Ребёнок начинает активно использовать следующие тематические группы:

  • слова, обозначающие переживания и чувства: весёлый, грустный, радостный;
  • оценивать предметы и явления по их качественным характеристикам: высокое, горячее, тяжёлое;
  • пробовать свои силы в словообразовании, употребляя уменьшительно-ласкательные формы слов: мамочка, голубушка.  
  • Образовывать словоформы однокоренных слов, например, формы, обозначающие детёнышей животных: кот – котик – котёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок и т.д;

В возрасте 5–6 лет количественный запас словарного состава дошкольника может составлять уже порядка 3000–4000 тысяч слов. Дошкольник начинает употреблять следующую группу понятий:

  • лексику, обозначающую временные интервалы: часы, дни недели, минуты, месяцы. Слова, описывающие категорию пространства: верх – низ, право – лево;
  • простые и сложные числительные (один, пять, двенадцать, двадцать);
  • слова, обозначающие категории обществоведения: народ страны, Родина, труд, национальная армия, государство.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи. Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами.

 А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Словарный запас ребенка делится

на активный и пассивный

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Для этого необходимо:

  • объяснить значение «мёртвого» слова, проговорить его чётко несколько раз. Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего его человека.  
  • чаще употреблять слово в нужной ситуации. Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста. Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова. Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

Как развивать словарный запас дошкольника?

Обязательно читать!

Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

  • чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию.
  • обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма. Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Примерные задания для количественного роста

словаря существительных

  1. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие): слива, яблоко, груша… – называется одним словом фрукты.
  2. Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).
  3. Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете? – стол, стул, шкаф, диван…).
  4. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свёкла — …, стакан — …, белка — …, грузовик — …
  5. Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста;  
  6. лук, картошка, репа, груша.
  7. Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.
  8. Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например, «Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки», «Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам» и т.д.
  9. Назвать детёнышей животных: «У кошки котята» и т.д.
  10. Определить время года по картинкам.
  11. Определить по картинке время суток.
  12. Назвать профессию людей по картинкам.

Приёмы формирования словаря прилагательных

                

                        Упражнения, представленные в этом разделе, научат ребёнка подбирать к слову – предмету слова – признаки. Посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? Какая?

Какие? Какое? Например, какой лисёнок по размеру? Какая у него шёрстка на ощупь? Какой у лисёнка взгляд? Какого цвета мех?

  1. Назови, одним словом. Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; кубик из пластмассы, дорога из песка, баба из снега, ваза из стекла, люстра из хрусталя, лодка из резины и т.д.
  2. Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисёнок…, небо голубое, а незабудка…
  3. Превратить слово – предмет в слово-признак: дождь – (какой?) дождливый, туман- (какой?)…, солома – (какая?)…
  4. Подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): вкусные сладкие шоколадные …, тёплая мягкая свежая, высокая кудрявая румяная…
  5. Антонимы (слова-враги): а) большой —  маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…
  6. Назвать форму, цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам).
  7. Обобщение – подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф…
  8. Назови, какие соки получились: сок из яблок – яблочный, из земляники — …, из клубники  
  9. Образование степени сравнения прилагательных (Кто лучше? Кто хуже?): суп вкусный, а конфета вкуснее, вода прозрачная, а стекло …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие словарного запаса.

Картотека игр на развитие словарного запаса помогает улучшать активный словарь детей и развивать его....

Дидактиеская игра по развитию словарного запаса детей с ОНР

Представлена дидактическая игра, с целью обучения детей с ОНР словам действиям....

Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса

Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря, мышления, памяти, внимания и быстроту движений у детей дошкольного возраста....

Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса"

Родители хотят чтобы речь их детей была образной, выразительной и красивой.  Они же сетуют на то, что в современном жизненном ритме очень трудно выделить время для занятий с ребёнком. Для ро...