Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса"
консультация (старшая группа) на тему

Карло Наталья Викторовна

Родители хотят чтобы речь их детей была образной, выразительной и красивой.  Они же сетуют на то, что в современном жизненном ритме очень трудно выделить время для занятий с ребёнком. 

Для родителей своих подготовишек я предлагаю серию статей об играх, позволяющих развивать речь ребёнка, занимаясь важными хозяйственными делами, отдыхая на природе, летя в самолёте или гуляя в парке. Было бы желание...

В прошлой статье я предложила их вниманию компьютерные игры, созданные для речевого развития детей. Сегодня предлагаю отойти от компьютера и поиграть со своим ребёнком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_slovanogo_zapasa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития  предметного словаря у детей.

В домашних заданиях логопеда родителям предлагаются  дидактические игры и игровые упражнения по изучаемым темам. Они помогают пополнить словарный запас ребенка, упражняют в развитии речевой памяти, умении извлекать из своего словаря нужные слова в соответствии с заданием, в формировании образной речи, развёрнутого предложения.

         Для развития словарного запаса у детей можно использовать не только специально отведённое время для занятий, но и с пользой провести прогулку, поездку в машине, приготовление обеда,  уборку в доме, в платяном или посудном шкафу, рассматривание  иллюстраций, энциклопедий, семейных фотографий.

Очень часто взрослым кажется, что если они знают названия предметов и их частей, то эти знания есть и у их детей, ведь дети понимают обращённую к ним речь. Во-первых, часто это понимание связано с ситуацией, во-вторых    нужно помочь ребёнку перевести эти слова в активный словарь, чтобы он ими пользовался в самостоятельной речи.

Для начала вспомним части речи.

Существительные называют предметы, их части, людей, животных, природные и другие явления.

Игра «Кто я, кто ты?»

Предложите ребёнку послушать о том, кто вы: ребёнку – мама, папа, в семье – муж или жена,  своим родителям – дочь или сын,  на работе – сотрудник (назовите свою профессию или должность), в доме – сосед, в транспорте – пассажир и т. д.

Это поможет ребёнку запомнить новые слова, осознать какие-то понятия и родственные связи, поможет  осознать многогранность человеческой деятельности.

Затем предложите ребёнку так же рассказать о себе, о других членах семьи.

Игра «Части  и целое».

Предложите ребёнку назвать части одного предмета, например: стул – сиденье, спинка, ножки, перекладина; свитер – спинка, полочка, рукава, манжеты, воротник, шов, резинка, ковёр – края, середина, уголки, узор и т. д.

Предложите ребёнку отгадать задуманное вами слово. Вы назовёте части предмета, причём самые характерные поставьте в конец «загадки», чтобы дать возможность подумать. Например, при рассматривании одежды можно сказать так: полочки, спинка, воротник, рукава (это может быть рубашка, пиджак, платье, куртка, свитер...), карманы, молния, капюшон (пиджак, платье и свитер уже исключаются). Затем предложите ребёнку загадать вам такую загадку о других предметах или явлениях.

Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Времена года»….

Игра «Кому что нужно».

Эта игра не только развивает словарь ребёнка, но и помогает уточнять связи между предметами и явлениями. Например, по теме «Животные» взрослый может перечислять виды корма, а ребёнок  называет животное, которое этот корм ест. Или взрослый называет жилище (птичник, коровник, конюшня, логово, дупло, берлога, гнездо…),  а ребёнок говорит, кто может в нём жить (конюшня – конь, лошадь, жеребёнок).

Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Транспорт».

Целый ряд игр можно провести на словоизменение и словообразование.

Игра «Составь слово» (словообразование).

Предложите ребёнку из двух слов составить одно:

Мясо рубит – мясорубка, пыль сосёт – пылесос, сам катится – самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).

Игра  «Слова – родственники».

Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова-родственники к слову «дом».

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил …ДОМ.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал …ДОМИК.

Самый маленький гномишко

Под цветком сложил …ДОМИШКО.

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …ДОМИЩЕ.

Был он стар и был он сед

И большой был …ДОМОСЕД.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …ДОМОВОЙ.

Он калину, зверобой –

Все из леса нес …ДОМОЙ.

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …ДОМА,

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …ДОМ.

Так же можно подбирать однокоренные слова  к словам «лес», «сад», «стол», «земля», «вода»….

Игра: «Собери семью».

Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи суффиксов. Обратите внимание ребёнка, что «котик» - это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок».

Конь – лошадь – жеребёнок.          Кабан-свинья-поросёнок.

Пёс – собака-щенок.                       Петух – курица- цыплёнок.

Лось – лосиха – лосёнок…        Волк – волчица – волчонок.

Игра «Большой – маленький»

Часто дети с проблемами в речевом развитии затрудняются в использовании разных грамматических форм существительных. Эта игра поможет исправить этот недостаток.

Старайтесь для одной игры сначала подбирать слова, где уменьшительно-ласкательная форма образовывается при помощи одного суффикса. Например, -ик-:

рот – ротик, кот- котик, нос – носик, глаз – глазик…

-чик-

Ключ – ключик, заяц – зайчик, палец – пальчик…

Дети наиболее легко воспринимают стихи из-за их ритма и рифмы. Для развития словарного запаса можно предлагать игры- добавлялки.

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление.

«Мебель»

Если ты захочешь спать,  дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).

Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.

Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.

       Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ

       И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.

На пляже тепленький …ЛЕСОК.

Вдали – березовый  …ПЕСОК.

       Далеко идти мне …ПЕНЬ,

       Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.

Собирают сено …ПИЛАМИ.

А деревья пилят …ВИЛАМИ.

       Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК

       Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.

Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!

Смотри, летает …ПАПОЧКА.

       Полил я куст водой из …ПОЧКИ,

       Чтоб раньше  распустились … БОЧКИ.

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек

еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).

С неба падают зимою и кружатся над землею

мягкие пушинки, белые …(снежинки).

Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,

не потому, что гордый нрав, а потому, что  он …(жираф)

Когда ребёнок хорошо справляется с подобными заданиям. Вы можете предложить ему составлять рассказы с  введёнными в речь словами.

Рассказы – шутки.

Взрослый  предлагает  ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.

1. Шуточный рассказ «Голова».

«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

«Сказка о чайнике».

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

 Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…

В следующей статье я расскажу вам об играх по развитию глагольного словаря.  Это большой и очень интересный раздел работы, позволяющий значительно обогатить речь ребёнка, тесно связанный с другими разделами языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие словарного запаса речи детей, ее активизация в младшем дошкольном возрасте»

Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляци...

Консультация для родителей "Игры на развитие словарного запаса"

Игры на развитие словарного запаса детей.Консультация для родителей....

Консультация "Развитие словарного запаса"

Игры на развитие словарного запаса...

консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".

В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка....

Консультация для родителей и воспитателей "Развитие словарного запаса дошкольника"

Рекомендации родителям и воспитателям по развитию и обогащению словарного запаса дошкольника ...

Консультация для родителей по развитию словарного запаса дошкольника

На консультациях родители часто говорят о том, что ребенок говорит очень мало. Как же развивать словарный запас детей, на что нужно обращать внимание, в какие  речевые игры играть с ребенком? На ...