Консультация для родителей "Игры для развития словарного запаса"
консультация (старшая группа) на тему
Родители хотят чтобы речь их детей была образной, выразительной и красивой. Они же сетуют на то, что в современном жизненном ритме очень трудно выделить время для занятий с ребёнком.
Для родителей своих подготовишек я предлагаю серию статей об играх, позволяющих развивать речь ребёнка, занимаясь важными хозяйственными делами, отдыхая на природе, летя в самолёте или гуляя в парке. Было бы желание...
В прошлой статье я предложила их вниманию компьютерные игры, созданные для речевого развития детей. Сегодня предлагаю отойти от компьютера и поиграть со своим ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития предметного словаря у детей.
В домашних заданиях логопеда родителям предлагаются дидактические игры и игровые упражнения по изучаемым темам. Они помогают пополнить словарный запас ребенка, упражняют в развитии речевой памяти, умении извлекать из своего словаря нужные слова в соответствии с заданием, в формировании образной речи, развёрнутого предложения.
Для развития словарного запаса у детей можно использовать не только специально отведённое время для занятий, но и с пользой провести прогулку, поездку в машине, приготовление обеда, уборку в доме, в платяном или посудном шкафу, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, семейных фотографий.
Очень часто взрослым кажется, что если они знают названия предметов и их частей, то эти знания есть и у их детей, ведь дети понимают обращённую к ним речь. Во-первых, часто это понимание связано с ситуацией, во-вторых нужно помочь ребёнку перевести эти слова в активный словарь, чтобы он ими пользовался в самостоятельной речи.
Для начала вспомним части речи.
Существительные называют предметы, их части, людей, животных, природные и другие явления.
Игра «Кто я, кто ты?»
Предложите ребёнку послушать о том, кто вы: ребёнку – мама, папа, в семье – муж или жена, своим родителям – дочь или сын, на работе – сотрудник (назовите свою профессию или должность), в доме – сосед, в транспорте – пассажир и т. д.
Это поможет ребёнку запомнить новые слова, осознать какие-то понятия и родственные связи, поможет осознать многогранность человеческой деятельности.
Затем предложите ребёнку так же рассказать о себе, о других членах семьи.
Игра «Части и целое».
Предложите ребёнку назвать части одного предмета, например: стул – сиденье, спинка, ножки, перекладина; свитер – спинка, полочка, рукава, манжеты, воротник, шов, резинка, ковёр – края, середина, уголки, узор и т. д.
Предложите ребёнку отгадать задуманное вами слово. Вы назовёте части предмета, причём самые характерные поставьте в конец «загадки», чтобы дать возможность подумать. Например, при рассматривании одежды можно сказать так: полочки, спинка, воротник, рукава (это может быть рубашка, пиджак, платье, куртка, свитер...), карманы, молния, капюшон (пиджак, платье и свитер уже исключаются). Затем предложите ребёнку загадать вам такую загадку о других предметах или явлениях.
Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Дом», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Времена года»….
Игра «Кому что нужно».
Эта игра не только развивает словарь ребёнка, но и помогает уточнять связи между предметами и явлениями. Например, по теме «Животные» взрослый может перечислять виды корма, а ребёнок называет животное, которое этот корм ест. Или взрослый называет жилище (птичник, коровник, конюшня, логово, дупло, берлога, гнездо…), а ребёнок говорит, кто может в нём жить (конюшня – конь, лошадь, жеребёнок).
Благодаря этой игре можно развивать словарный запас ребёнка по различным темам: «Животные», «Птицы», «Профессии», «Транспорт».
Целый ряд игр можно провести на словоизменение и словообразование.
Игра «Составь слово» (словообразование).
Предложите ребёнку из двух слов составить одно:
Мясо рубит – мясорубка, пыль сосёт – пылесос, сам катится – самокат… (самолёт, вездеход, бетономешалка, водовоз, бензоколонка, пароход, электровоз).
Игра «Слова – родственники».
Прочитайте стихотворение и предложите ребёнку добавить слова-родственники к слову «дом».
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил …ДОМ.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал …ДОМИК.
Самый маленький гномишко
Под цветком сложил …ДОМИШКО.
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …ДОМИЩЕ.
Был он стар и был он сед
И большой был …ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома …ДОМОВОЙ.
Он калину, зверобой –
Все из леса нес …ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас …ДОМАШНИЙ.
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда …ДОМА,
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот …ДОМ.
Так же можно подбирать однокоренные слова к словам «лес», «сад», «стол», «земля», «вода»….
Игра: «Собери семью».
Эта игра позволит расширить представления о животных и птицах, ребёнок освоит основные правила образования названий детёнышей при помощи суффиксов. Обратите внимание ребёнка, что «котик» - это ласковое слово, а детёныш кошки – «котёнок».
Конь – лошадь – жеребёнок. Кабан-свинья-поросёнок.
Пёс – собака-щенок. Петух – курица- цыплёнок.
Лось – лосиха – лосёнок… Волк – волчица – волчонок.
Игра «Большой – маленький»
Часто дети с проблемами в речевом развитии затрудняются в использовании разных грамматических форм существительных. Эта игра поможет исправить этот недостаток.
Старайтесь для одной игры сначала подбирать слова, где уменьшительно-ласкательная форма образовывается при помощи одного суффикса. Например, -ик-:
рот – ротик, кот- котик, нос – носик, глаз – глазик…
-чик-
Ключ – ключик, заяц – зайчик, палец – пальчик…
Дети наиболее легко воспринимают стихи из-за их ритма и рифмы. Для развития словарного запаса можно предлагать игры- добавлялки.
«Загадки – добавлялки»
Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление.
«Мебель»
Если ты захочешь спать, дома ждет тебя ….(кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).
С пирогами чай попьем за обеденным …(столом).
Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).
Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).
У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).
Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).
Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).
«Продукты питания»
Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).
Леша и Маша едят манную …(кашу).
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).
Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).
Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).
Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).
«Наведи порядок»
Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.
Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.
Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.
Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ
И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.
На пляже тепленький …ЛЕСОК.
Вдали – березовый …ПЕСОК.
Далеко идти мне …ПЕНЬ,
Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.
Собирают сено …ПИЛАМИ.
А деревья пилят …ВИЛАМИ.
Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК
Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.
Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!
Смотри, летает …ПАПОЧКА.
Полил я куст водой из …ПОЧКИ,
Чтоб раньше распустились … БОЧКИ.
Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).
И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).
С неба падают зимою и кружатся над землею
мягкие пушинки, белые …(снежинки).
Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
не потому, что гордый нрав, а потому, что он …(жираф)
Когда ребёнок хорошо справляется с подобными заданиям. Вы можете предложить ему составлять рассказы с введёнными в речь словами.
Рассказы – шутки.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.
1. Шуточный рассказ «Голова».
«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».
«Сказка о чайнике».
Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.
Можно составлять подобные рассказы об автомобиле, пылесосе, шкафе…
В следующей статье я расскажу вам об играх по развитию глагольного словаря. Это большой и очень интересный раздел работы, позволяющий значительно обогатить речь ребёнка, тесно связанный с другими разделами языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/16/picture-754607-1471325574.jpg)
Консультация для родителей: 15 игр для развития словарного запаса
15 игр для развития словарного запаса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-828073-1476028181.jpg)
Консультация для родителей: «Развитие словарного запаса речи детей, ее активизация в младшем дошкольном возрасте»
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляци...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-1015502-1519494468.jpg)
Консультация для родителей "Игры на развитие словарного запаса"
Игры на развитие словарного запаса детей.Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-651711-1701889846.jpg)
консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития словарного запаса".
В данном материале представлены разноообразные игры и упражнения для развития лексики ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-946586-1505571261.jpg)
Консультация для родителей и воспитателей "Развитие словарного запаса дошкольника"
Рекомендации родителям и воспитателям по развитию и обогащению словарного запаса дошкольника ...
Консультация для родителей по развитию словарного запаса дошкольника
На консультациях родители часто говорят о том, что ребенок говорит очень мало. Как же развивать словарный запас детей, на что нужно обращать внимание, в какие речевые игры играть с ребенком? На ...