Чему и как учить до школы?
консультация (подготовительная группа)

Антоненко Олеся Владимировна

О современных детях, родительских стратегиях и о том, как построить для ребенка удобную и гармоничную образовательную траекторию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Чему и как учить до школы?

О современных детях, родительских стратегиях и о том, как построить для ребенка удобную и гармоничную образовательную траекторию.

Совсем другие дети или родители?


Сегодня в тренде сверхраннее образование: родители требуют «забегать вперед», учить всему и сразу, опережать в развитии, обучать по принципу «чем раньше, тем лучше». Еще бытует мнение: нынешние дети совсем не те, что были раньше. Они быстрее воспринимают, хуже запоминают, быстро переключаются, мгновенно осваивают гаджеты, поэтому прежние методы обучения на них не действуют.

Марьяна Михайловна Безруких уверена: не такие уж и другие наши современные дети. По крайней мере, их психика развивается по тем же законам, и эти законы хочешь не хочешь, а придется учитывать, обучая ребенка чему-либо.

– Только ленивый сегодня не говорит о том, что обучение влечет за собой развитие. Но это не значит, что можно учить ребенка чему угодно с любого возраста. Эффективно обучить можно только тому, на что ребенок сейчас способен. Европа этот ажиотаж вокруг раннего интеллектуального развития уже пережила, и мы переживем.

От чего зависит уровень развития дошкольника?


Иногда родители под уровнем развития понимают прежде всего интеллект, а основным фактором развития ребенка считают степень вовлеченности и энтузиазм родителей и учителей.

На самом деле все сложнее: на уровень развития ребенка действует множество факторов. Начнем с физиологического: от того, как протекали беременность и роды, зависит сегодняшнее психофизическое состояние ребенка. Затем – комплекс семейных факторов: в каких условиях ребенок живет, какая у него семья, как с ним общаются. 

– Между прочим, исследования показывают, что развитие ребенка зависит в первую очередь от того, как мы с ребенком общаемся, а не от того, чему мы его учим, – свидетельствует Марьяна Михайловна.

Популярность домашнего воспитания. Часто у детей, которые дошкольное детство проводили по большей части дома, а не на развивающих кружках, перед остальными детьми появляется преимущество: они более устойчивы к стрессу и легче адаптируются к школе. Как это вышло? Просто от них меньше требовали, меньше создавали стрессовых ситуаций, когда нужно было выполнить, ответить, соответствовать.

Ограниченный контакт со сверстниками. Парадокс, но даже в детском саду детям не удается свободно общаться: они заорганизованы, постоянно с ними занимаются, у них нет свободного времени, чтобы просто разговаривать друг с другом.

Недостаток живого общения. Живой контакт со взрослым для ребенка часто заменяется гаджетом или электронной игрушкой. Но никакая игрушка не заменит ребенку игру со взрослым, хотя бы потому, что игрушка не дает эмоционального ответа. Вот почему у современных первоклассников такой бедный эмоциональный репертуар: у них просто недостаточно опыта, чтобы различить оттенки эмоций, как своих, так и собеседника. Важнейший фактор развития ребенка – это позитивные эмоции взрослых.

Дефицит игровой деятельности. Известно, что ведущим видом деятельности дошкольника должна быть игра, во всем ее многообразии. К сожалению, современные дошкольники вместо сюжетно-ролевой игры заняты постоянными уроками, занятиями, усвоением знаний. Даже если занятия проходят в игровой форме, настоящей свободной игры они не заменяют.

Ко всему этому добавим еще один фактор: неадекватные требования взрослых. Ребенок постоянно должен спешить, укладываться в жесткий режим, все мочь и делать, лучше с первого раза. Для дошкольника это просто не по силам – отсюда постоянный стресс, а стресс – самое неблагополучное условие для развития.


Всему свое время!


От года до трех перед ребенком стоят три основные задачи развития: речь, движения и эмоции. Эти задачи огромны, чрезвычайно важны и останутся актуальны вплоть до 7 лет. Ни о каком интеллектуальном развитии в этот период речь может не идти: это нормально!

Движение: здоровый ребенок просто обязан быть физически активным, изучать возможности своего тела. Современные дети крайне скованны: перепрыгнуть через скамейку, пройти по узкой дорожке, постоять на одной ноге – все это вызывает у них затруднения.

Речь: от 40 до 60% детей приходит в школу с несформированной речью, при этом родители нередко настаивают на необходимости сразу обучать их иностранным языкам. Без хорошего речевого развития невозможно комфортное обучение: впереди трудности письма, чтения, понимания.

Эмоции: эмоциональное развитие дошкольника крайне важно для всей его будущей жизни. Он должен уметь радоваться, смеяться, удивляться, интересоваться, негодовать и признавать свое право испытывать разные эмоции.

К четырем годам у ребенка появляется еще две актуальные задачи развития: познавательная деятельность и коммуникация. Заметьте, двухлетние дети играют рядом, но не вместе, поэтому предложение мамы отдать игрушку, поделиться, «поиграть с девочкой» для ребенка младше трех-четырех лет – пустой звук.

В пять лет «созревает» потребность в творчестве. Начинается эпоха рисования, лепки, строительства, «мастерилки» из всех подручных материалов. Примерно в пять-шесть лет набирает обороны познавательная деятельность, активно развивается мелкая моторика, появляются еще две актуальные задачи – личностное развитие и социализация.

Просто обратите внимание, как много задач стоит перед малышом до семи лет, и вы поймете, что научиться читать в три года или в пять запомнить сто видов птиц и животных  не так уж важно. Есть другие задачи, на которые стоит тратить драгоценный ресурс.


Ступеньки к школе


Так называется образовательная программа, над которой авторский коллектив во главе с Марьяной Безруких трудился двадцать лет. Его основной принцип – возрастная адекватность, соответствие требований реальным возможностям ребенка на каждом этапе его развития.

https://prosv.ru/_next/image/?url=https%3A%2F%2Fstorage.yandexcloud.net%2Fprod-file-public%2Fb0e4%2F4e12%2F8b74%2F9fe9b0e2-b0e4-4e12-8b74-a3ef5d9c92c3-resized-preview.webp&w=375&q=75

УМК Ступеньки к школеБезруких М.М., Филиппова Т.А.

14 ярких рабочих тетрадей и книга для учителей, воспитателей и родителей помогут подготовить к школе детей 5–6 лет, а также будут полезны и в работе с первоклассниками. Грамотная речь, математические понятия, пространственное мышление, художественные навыки — пособия направлены на развитие у старших дошкольников этих необходимых навыков. УМК дает возможность диагностировать проблемные аспекты и составить для каждого ребенка индивидуальный план занятий по подготовке к первому классу.

Купить

Программа включает комплект рабочих тетрадей для детей от 3 до 7 лет и разрезные карточки для трех возрастных категорий. Задания в тетрадях подобраны так, чтобы развивать одни навыки, опираясь на другие, те, в которых ребенок более успешен. В каждой тетради есть упражнения на развитие речи, внимания, логики, моторики – всегда в комплексе, но с ключевой задачей.

 С комплектом можно работать как дома, так и в группе детского сада, причем соблюдая принципы индивидуального подхода: выбрать для ребенка тетрадку с акцентом именно на то, что у ребенка в данный момент вызывает больше всего трудностей.

Как обучать дошкольника?


Пять основных принципов от Марьяны Михайловны Безруких:

По возрасту. Основная преграда для спокойного, комфортного развития ребенка – неадекватные требования родителей. Не ждите опережающих достижений, помните, сколько лет вашему ребенку и чего вы вправе от него ждать в этом возрасте.  

Без стресса. Стресс тормозит развитие, поэтому учеба не должна быть для ребенка делом неприятным и тревожным.

Без зубрежки. Очень часто подготовка ребенка к школе сводится к механическому запоминанию огромного количества фактов, названий, списков. Это не полезно, как и заучивать стихи, в которых ты не понимаешь половины слов и которые не вызывают у тебя никаких чувств.

С возможностью успеха. Мотивацию поддерживают только две вещи: когда интересно и когда получается. Поэтому не стоит давать ребенку задание, если успех маловероятен. Лучше взять «пониже», но после выполнения ребенок ощутит, что он это может.

Индивидуальный подход. Ориентируйтесь не на собственное видение, не на то «как у всех», а на возможности ребенка в данный конкретный момент. Психологический возраст ребенка не всегда соответствует фактическому, разные навыки развиваются с разной скоростью, поэтому очень важно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

Александра Чканикова 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему и как учить дошкольников

Консультации для родителей, среднего, старшего возраста....

Консультация для родителей "Чему и как учить ребёнка, чтобы подготовить его к школе".

Данная консультация может быть использована в качестве выступления на родительском собрании, посвящённом проблемам предшкольной подготовки....

Чему и как учить ребенка до поступления в школу.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?

Компоненты психологической готовности к  школе...

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе"

В консультации описаны компоненты психологической готовности и способы ее развития...

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка до поступления в школу"

Данная консультация поможет понять родителям, что "готовить" ребенка к школе можно с самого рождения. и семья играет в этом первостепенную роль....

Проект "Чему нас сказка учит"

Проект "Чему нас сказка учит"                                             ...