Занимательные словесные игры
консультация
Предварительный просмотр:
Занимательные словесные игры
Последовательность обучения
навыкам слогового анализа и синтеза
Работа по развитию навыка слогового анализа слов состоит из нескольких этапов. Учат:
- правильно делить слова на слоги (произносить слова по слогам);
- выделять тот или иной слог из слова на слух;
- проводить звуковой анализ получившегося слога (из каких звуков состоит, какой первый звук, какой второй);
- обозначать слоги буквами, то есть переходить к чтению.
Как видно, операции анализа (разъединения) и синтеза (соединения) используются неразрывно, так как обучение грамоте — процесс двуединый: письмо требует навыков анализа (писать нужно букву за буквой в нужной последовательности), чтение — навыков синтеза, слияния звуков в слоги, а слогов — в слово. Секрет чтения состоит в том, чтобы произносить звуки не изолированно, а слитно с остальными, составляющими слово. Первоначальное слияние осуществляется на уровне слога.
Игра «Друг за другом»
Цель. Отработка произношения слов по слогам, обогащение словарного запаса по заявленной теме.
Ход игры
Играющие становятся друг за другом перед размеченной на квадраты дорожкой (до 5 квадратов). На старте берут картинки и рассматривают их. По очереди слитно произносят название предмета, изображенного на картинке, а затем начинают шагать по квадратам вперед, делая один шаг в каждый квадрат и одновременно называя по слогам слово-название картинки. Если ребенок правильно разделил слово на слоги, он получает столько фишек, сколько слогов было у него в слове. Если на старте ребенок не знает названия картинки, он берет следующую, но у него отнимается одна фишка. Прошагав по квадратам и получив фишки, ребенок становится в конец колонны и ждет своей очереди. Каждый участник сможет пройти по квадратам несколько раз, в зависимости от количества приготовленных картинок и числа участников. В конце игры подсчитывается количество набранных очков и объявляется победитель.
Игра «У кого длиннее дорожка»
Цель. Отработка послогового произношения слов, активизация словаря детей по заданной теме.
Ход игры
Дети становятся у старта и по очереди шагают по расчерченным квадратам вперед, делая один шаг-квадрат на каждый произнесенный слог слова. Ведущий предлагает детям придумать и назвать слова по какой-либо лексической теме, например, «Цветы», «Птицы» и т. д. Разметка квадратов помогает определить победителя (выигрывает тот, кто смог произнести наиболее длинное слово и оказался впереди всех) и показывает, сколько слогов в произнесенном слове. Например, по теме «Цветы» выиграют те дети, которые вспомнят названия из 4 слогов: не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик, — и проиграют те, которые произнесут слова из 3 слогов: ро-маш-ка, ва-си-лек, или из 2 слогов: ро-за, пи-он.
Игра «Отхлопай слоги в слове»
Цель. Обучить детей делить слово на слоги с опорой на вспомогательные
средства (отхлопывание).
Ход игры
Ведущий показывает картинку, произносит слово-название слитно, не деля на слоги. Играющий должен отхлопать это слово, не произнося его вслух. За каждое правильное выполнение дается очко (фишка). Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше очков (фишек).
Для игры следует подбирать слова из разного количества слогов, от 1 до 5. Подряд нельзя предъявлять слова с одинаковым количеством слогов. С целью развития словаря стоит подбирать слова по определенной теме.
Примерный список слов по разным темам, которые можно использовать в описанных выше играх:
Деревья: акация, баобаб, береза, вяз, дуб, ель, ива, каштан, кедр, кипарис, клен, липа, лиственница, осина, ольха, рябина, саксаул, сосна, тополь, туя.
Цветы: алоэ, астра, василек, виктория, гвоздика, жасмин, ирис, кактус, календула, каллы, клевер, колокольчик, кувшинка, лаванда, ландыш, лилия, лотос, лютик, мак, мальва, маргаритка, медуница, мимоза, настурция, незабудка, одуванчик, орхидея, пион, подснежник, резеда, роза, ромашка, сирень, тысячелистник, фикус, флокс, хризантема, черемуха, эдельвейс.
Овощи: баклажан, горох, дыня, капуста, картофель, кукуруза, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редиска, репа, редька, тыква, укроп, фасоль, чеснок.
Фрукты, ягоды, плоды: абрикос, авокадо, айва, ананас, апельсин, арбуз, брусника, виноград, вишня, голубика, ежевика, желудь, земляника, киви, клюква, кокос, костяника, малина, морошка, облепиха, смородина, черника, черешня, шиповник.
Зоопарк: броненосец, варан, бегемот, барс, гепард, дельфин, еж, енот, жираф, зебра, зубр, кенгуру, крокодил, лев, леопард, муравьед, носорог, нутрия, обезьяна, пони, слон, тапир, тигр, утконос, хамелеон, черепаха, шимпанзе, ягуар.
Дикие животные наших лесов: белка, бобр, бурундук, волк, горностай, заяц, крот, лиса, медведь, рысь, соболь, хорь.
Птицы: аист, воробей, вертишейка, ворон, ворона, выпь, галка, глухарь, голубь, горихвостка, грач, гриф, гусь, дрофа, дятел, жаворонок, журавль, зимородок, иволга, киви, клест, колибри, кукушка, куропатка, ласточка, лебедь, орел, павлин, пеликан, петух, поползень, пингвин, рябчик, синица,
снегирь, сова, сойка, сокол, соловей, сорока, страус, сыч, тетерев, удод, утка, фазан, филин, фламинго, цапля, чайка, чибис, ястреб.
Настольная игра «Собери четыре»
Цель. Научить детей различать на слух односложные, двусложные и трехсложные слова.
Ход игры
Играют трое. У игроков цифры 1, 2 или 3 (по одной у каждого). У ведущего картинки из одной лексической темы, названия которых содержат один, два или три слога. Ведущий показывает картинки по очереди каждому играющему. Игрок должен вслух произнести слово и определить, содержит ли слово нужное ему количество слогов. Если слово не подходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявления. Выигрывает тот, кто первым соберет четыре картинки с нужным количеством слогов.
Примерный картинный материал для игры.
Животные дикие: лось, волк, рысь, бобр, лиса, медведь, соболь, белка, куница, бурундук, горностай, ондатра.
Животные (зоопарк): лев, зубр, тигр, слон, зебра, жираф, тюлень, шакал, кенгуру, бегемот, носорог, леопард.
Животные домашние: кот, конь, як, мул, коза, овца, свинья, осёл, корова, собака, нутрия, верблюд.
Птицы: грач, дрозд, клест, выпь, аист, дятел, сова, галка, сорока, ворона, ласточка, воробей.
Деревья: кедр, дуб, клен, ель, сосна, ива, тополь, липа, береза, осина, рябина, баобаб.
Цветы и травы: мак, мох, флокс, рдест, роза, кактус, ландыш, астра, ромашка, гвоздика, василек, лилия.
Еда: сыр, торт, суп, хлеб, масло, сало, вафли, пирог, молоко, колбаса, конфеты, шоколад.
Одежда и украшения: плащ, шарф, бант, брошь, платье, шуба, бусы, брюки, рубашка, перчатки, сарафан, запонки.
Посуда: нож, ковш, таз, бак, стакан, ложка, чашка, вилка, солонка, кастрюля, тарелка, самовар.
Игра «Кто больше соберет картинок»
Цель. Научить детей различать на слух односложные, двусложные и трехсложные слова.
Ход игры
У игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ведущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжается до тех пор, пока есть картинки для предъявления. Затем подсчитывается
количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше картинок.
Игра «Наведи порядок»
Цель. Научить различать односложные, двусложные и трехсложные слова по представлению.
Ход игры
Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в названиях картинок, и цифры 1, 2 и 3. Задача играющего — как можно быстрее разложить картинки на три группы под цифры в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигрывает тот, кто быстрей и с меньшим количеством ошибок справится с заданием.
Игра «Закончи слово» (с перекидыванием мяча)
Цель. Выделение последнего слога из слова, расширение словарного запаса по заявленной теме, развитие слухового внимания, координации движений.
Ход игры
Играющие стоят в кругу, в центре — ведущий с мячом. Перед началом игры договариваются, по какой теме будут называть слова. Ведущий бросает мяч любому игроку и одновременно произносит начало слова без последнего слога. Игрок должен поймать мяч и закончить слово. Он же начинает новое олово и бросает мяч ведущему. Игра должна проходить в быстром темпе, поэтому при задержка мяча игроку предлагают покинуть круг. Выигрывает тот, кто останется вдвоем с ведущим.
Подходящими темами для этой игры будут: одежда, еда, школа, игрушки, игры, спортивное оборудование, — то есть такие, по которым можно подбирать слова, оглядываясь вокруг, так как подбирать слова следует быстро, а словарный запас детей по другим темам еще невелик. К игре предусматриваются в качестве опоры картинки. Если словарный запас группы играющих бедный и дети не могут самостоятельно подбирать слова по заявленной теме, игроку следует возвращать мяч ведущему после того как закончено слово, без своего хода. В таком случае начинать слова будет только ведущий, из круга выходит тот, кто не сможет закончить слово.
Игра «Цепочка слов»
Цель. Научить детей выделять в словах первый и последний слоги.
Ход игры
Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо выложить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, помеченной звездочкой. Играющий выставляет эту карточку, называет картинку на ней и выделяет последний слог в этом слове. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется картинка, расположенная на второй карточке справа: в ней снова
выделяется последний слог. Таким образом, в названиях картинок, расположенных слева выделяется первый слог, а в названиях картинок, расположенных справа — последний слог.
Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка — с пустой правой половинкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....
Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"
Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....
«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра. Игры с пальчиками - это не только стимул для ...
Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...
Буклет "Занимательные словесные игры в домашних условиях".
Роль дидактических словесных игр в развитии речи детей 4-5 лет...
«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей)
laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». ...
Буклет "Занимательные словесные игры в домашних условиях"
Буклет "Занимательные словесные игры в домашних условиях"...