Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Правильно говорить в наше время могут немногие. Своей речью мы пользуемся для того, чтобы передать свои мысли. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, знакомить с художественной литературой и разучивать стихи. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания, и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Мне хотелось бы наиболее глубоко остановиться на развитии речи детей 6-7 лет.
Для определения слабых мест в речевом развитии детей, нужно узнать какие умения, относящиеся к развитию речи, необходимы ребенку 6-7 лет: произносить все звуки речи и различать их на слух, использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, отвечать на вопросы и задавать их
- составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок)
- находить слова с определенным звуком
- составлять сложные предложения из 3-4 слов
- разбивать слова на слоги
- различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Что необходимо делать дома:
- В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
- Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
- Как можно чаще общайтесь с ребенком в течение всего дня.
Тренировка движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой активности. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
Развитие мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики используйте:
- мозаику, коробочки для собирания мелких камешков, наборы бусинок разной величины, пособия по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков, пальчиковый театр.
- Массаж руки: растирание, разминание и т.п., изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
- Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников – это развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость,
быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
После шести лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
- в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз» и т.п.;
- сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т.п.;
- предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности
- предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным и выразительным. Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, это предпосылка грамотности и «чутья» родного языка. Взрослые должны помнить, что книга привлекает ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек (книжка – вырубка, книжка – панорама), красивые и яркие иллюстрации.
Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. И напоследок хочется вам пожелать: «Любите своих детей и помогайте им. Дети – это самое дорогое, что у Вас есть!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста
Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей доволь...
Методические рекомендации для родителей "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Рекомендации по развитию связной речи:1. Составление предложения по трем картинкам.2. Обучение пересказу3. Составление описательного рассказа4. Составление рассказа по сюжетной картине5. Составл...
Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Авторская разработка "Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР". В этой разработке представлен материал , продолжающий закрепление в дом...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы у ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном материале даны рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....