Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет)
консультация по логопедии (старшая группа)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТ)

развитие навыков звукового анализа слова

         Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

  • соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового  анализа: выделение звука из слова, определение I первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;

 соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;

  • соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно раз делить на два больших периода:

  • формирование навыков элементарного анализа;
  • обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Первый период, в свою очередь, состоит из частей:

  • выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
  • нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

  • сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
  • далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
  • затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
  • происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове. Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

        Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии называть количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослого и зависит в большей степени от нормального социального и речевого окружения, воспитания и обучения, которые необходимо начинать с первых дней жизни...

Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Авторская разработка "Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР". В этой разработке представлен материал , продолжающий закрепление в дом...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Рекомендации родителям по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Что необходимо делать родителям, чтобы речь ребёнка развивалась правильно (рекомендации)....

Рекомендации родителям по развитию речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи детей среднего дошкольного возраста...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы  у  ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...