Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему
Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей довольно длительное время, я знаю, что речь детей развита по-разному. Некоторые дети говорят полными предложениями, не испытывают особых трудностей при построении предложения. Но есть и такие, которым не хватает имеющегося у них словарного запаса, и это заметно. Как правило, это тихие, скромные, мало общительные дети. Но каким бы общительным и разговорчивым ребенок ни был, словарный запас, чистоту и правильность речи необходимо развивать постоянно. Поэтому я посчитала нужным подобрать для родителей несколько рекомендаций по развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_izvestno.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Как известно, все дети разные, каждый особенный по-своему. У всех разный характер, интересы, степень развития знаний, умений и навыков, в том числе и разговорных. Работая со своей группой детей довольно длительное время, я знаю, что речь детей развита по-разному. Некоторые дети говорят полными предложениями, не испытывают особых трудностей при построении предложения. Но есть и такие, которым не хватает имеющегося у них словарного запаса, и это заметно. Как правило, это тихие, скромные, мало общительные дети. Но каким бы общительным и разговорчивым ребенок ни был, словарный запас, чистоту и правильность речи необходимо развивать постоянно. Поэтому я посчитала нужным подобрать для родителей несколько рекомендаций по развитию речи детей.
Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста
Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей – часть времени вне сада посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у него на должном уровне тех качеств и умений, которые в первую очередь необходимы для обучения в школе. Для этого следует использовать специально подобранные игры и упражнения.
Старший дошкольник уже в достаточной степени должен владеть всеми сторонами родного языка: звуковым составом, грамматическим строем, словарем.
˗ Задавайте вопросы, которые требуют размышления и активизации знаний. Например: Что происходит осенью?
˗ Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
˗ Учите ребенка образовывать множественное число имен существительных, глаголов:
Стол – столы, гриб – грибы, кукла – куклы, идет – идут и т. п.
˗ Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имен существительных:
Нос – носик, рот – ротик, дом – домик, сад – садик, петух – петушок…
˗ Расширяйте глагольный словарь:
Входит – выходит, наливает – выливает, закрыта – открыта;
Причесывает – причесывается, одевается – одевают;
Рисует – нарисовал, пилит – распилил…
˗ Вводите в речь детей прилагательные:
Большой – маленький, горький – сладкий, красная – красные…
˗ Обратите внимание на предлоги. Сначала уточняются пространственные значения предлогов, затем другие. Можно поиграть в «Лото». Игра сопровождается вопросами взрослого. Например: У кого ваза стоит на столе? или У кого кошка сидит на диване? Вначале дети дают краткий ответ: У меня, затем – полные ответы.
Попросите ребенка выполнить действия с каким-нибудь предметом. Например: положи мяч на стул, под стул, за кресло…
Потом пусть ребенок дает похожие инструкции вам.
Задавайте вопросы по картинкам. Например: Кто спрятался за? Что без чего не бывает?
˗ Обращайте внимание ребенка на свойства предметов.
˗ Упражняйте в словообразовании.
˗ Развивайте словесно-логическое мышление. Предложите по аналогии подобрать недостающее слово:
Писатель – книга, художник – картина…
Писатель – читатель, продавец – покупатель…
На мотоцикле мотоциклист, на велосипеде – велосипедист,
˗ Учите сравнивать. Загадайте предмет, предложите ребенку отгадать задуманное, послушав сравнения. Например: он похож на чашку с водой, на пруд с ровными берегами (бассейн)
˗ попросите ребенка ответить, что на что похоже?
˗ Учите ребенка подбирать слова с заданным количеством слогов. Запишите в словарик слова, в которых ребенок переставляет или пропускает слоги. Учите его считать количество слогов в слове, начиная с более простых – двухсложных.
˗ Больше читайте вслух. Пересказывайте. Ведь иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко. Предложите сначала ответить на вопросы по содержанию прочитанного, затем пересказать.
˗ Часто ребенок понимает многие слова в буквальном смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на многозначные слова, переносное значение слов.
˗ Заучивайте стихи.
˗ Учите отгадывать загадки.
˗ Чаще включайте в совместный досуг игры со словами.
˗ Развивайте умение задавать информативные вопросы.
Все это поможет в развитии речи и словарного запаса вашего ребенка, но и не забывайте просто общаться, вести беседу, диалог с ним. Ребенок повторяет за взрослыми, в том числе, и манеру говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ РЕБЕНКА младшего дошкольного возраста
РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....
«Рекомендации для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»
Данные рекомендации направлены на профилактику и преодоление задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста....
Развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста через общение с родителями
В настоящее время педагогами придумано огромное количество обучающих игр и методик, но одним из самых действенных и простых способов развития грамотной речи у детей остается речевое общение с род...
Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Авторская разработка "Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР". В этой разработке представлен материал , продолжающий закрепление в дом...
Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы у ребёнка нормально шло общее развитие речи , необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицит...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
В данном материале даны рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (2)