Мастер-класс для родителей: «Найдем время для игры»
материал

Практикум с применением игр тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка-детский сад № 6

 муниципального образования

 Щербиновский район

Мастер-класс для родителей:

«Найдем время для игры»

Учитель-логопед

Бикетова  В.А.


Мастер-класс для родителей: «Найдем время для игры»

Цель:

- создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игр тренинга.

Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед

Ход мероприятия.

Упражнение «Портфель».

Перед началом встрече раздаем каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый «Портфель» и предлагаем заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.

Приветствие: «Наши дети».

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече «Играя, развиваем речь ребенка».

Каждый из нас любит и понимает  своего ребенка. Это принятие  находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных  к ребенку. Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку (мягкая игрушка), ваша задача: вспомнить несколько качеств своего ребенка, названия которых начинаются с той самой буквы, что и имя ребенка (например, Сережа — скромный, самостоятельный; Миша — молчаливый, мечтатель и т. д.)

Игра: Предмет – метафора «Губка»

Цель: создать у родителей мотивацию на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их.

Предлагаю родителям провести эксперимент с обычной хозяйственной губкой.

Что у меня в руках?

– Губка (родители)

Сейчас я капну на неё капельку воды. Что произошло?

- Капелька впиталась (родители)

Теперь добавлю воды побольше. Что происходит?

А сейчас вообще вытру губкой вот эту большую лужу. Что опять произошло?

- Губка впитала в себя всю жидкость (родители)

 Значит, каким характерным свойством обладает губка?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
Правильно, особенностью губки является способность к впитыванию.

Так же и ребёнок впитывает в себя всё, как губка.

     И часто родители озабоченные подготовкой детей к школьному обучению, зная эту особенность детей, сажают за стол своих шестилеток и учат, учат, учат….. Хотят, чтобы ребёнок впитал в себя как можно больше знаний. И как, правило, их усилия не приносят результатов, так как родители забывают о том, что впитывает ребёнок, всё чему мы стараемся его научить, лишь при одном условии. Как вы думаете каком?

Это условие – обучение ребёнка в игре. Это особенность детей дошкольного возраста.

Одной из наших с вами задач - воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.

 Поэтому мы постоянно   ищем  новые  идеи, технологии, приемы. Стараемся   разнообразить педагогический процесс, удержать интерес ребенка как можно дольше,  поддерживать положительный эмоциональный настрой, мотивацию детей.

   Одна из технологий-это замечательные декоративные камешки Марблс. Что же такое Марблс?

Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

     Давайте и мы с вами побываем в роли волшебника.  Для этого разделимся на команды. По какому принципу мы можем разделиться (родители предлагают).

Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков» На столах задания для каждой команды.

У вас на столах  листы бумаги  разного цвета и камешки Марблс на выбор.  Сейчас мы с вами пофантазируем.

Команды берут на выбор задания. 

Темы: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Рыбки в аквариуме».

1 команда

 Выкладывают картину при помощи камешков на выбранную тему и составляют рассказ по ней.

2 команда

Родители  выкладывают картину при помощи камешков на выбранную тему и придумывают,  как можно больше игр по данной картинке, в которые можно поиграть с детьми.

Например: 1. Ориентировка в пространстве

2. Согласование прилагательных с существительными

3. Согласование числительных с существительными

4. Составление предложений с предлогами, с заданным словом.

5. Игры на развитие памяти, внимания.

3 команда.

 Родители выкладывают камешками слова, которые изображены на картинках. (мяч, игла, рыба) и по первым звукам этих слов называют слово, которое я задумала.

     А сейчас предлагаю поиграть в игру  на формирование грамматического строя речи «Чудесный мешочек».        

(Предлагаю достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, правильно согласовывая слово-предмет и слово-признак: игра «Какой, какая, какое»»

Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д.

Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.

Следующая игра: соотнеси цвет камешка с первым звуком в слове, придумай и назови  слово. Родитель  достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный мышления, внимания, памяти и воображения, развивают коммуникативные звук, зелёный — мягкий согласный звук).

    Все  игровые приёмы  замечательно подходят для увеличения словарного запаса ребенка, развития связной речи, логического навыки.

     Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Правильного воспитания и общения не может быть без игры! Но родители зачастую говорят: да когда нам играть с детьми!       

        Сегодня мы хотим вам показать,  что для игры не нужно специально отведённое время, играть можно с детьми между делом, по дороге в детский сад, в ванной, на кухне, когда вы готовите ужин.

    Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья.

Примеры игр:
«Вкусные слова». Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «растительные», «вареные» слова. 
«Охота на слова». Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Укроп, свекла, картошка и т.д.). На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники». Как можно одним словом назвать прибор, который готовит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
«Готовим сок». Образуем слово: «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – … (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из …». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из …(моркови), «Покупки». Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
В каких из этих предметов «живет» звук "Р"? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «В каРРРтошке или в капусте ? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах ?
В каких словах есть звук «Л» ? (тареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрю – Ля, поЛовник).
Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.
Что для тебя здесь самое вкусное?
Что самое тяжелое (легкое), твердое (мягкое), гладкое (шероховатое)? 

«А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?
«Придумай сказку». Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про …старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»

     Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное      высказывание  В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память, это и правильное речевое дыхание и артикуляционная гимнастика.
  Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность. Игры, в которые мы играем в доу и в которые легко играть дома

Игра «Скажи наоборот» (с мячом) (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов».  Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).

Игра «Назови одним словом».  Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов» назвать глагол, а ребенок подбирает к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Игра, «Какой?» назвать слово, а ребенок подбирает к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

   Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

    Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко. Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада.

 Чтобы ребенок мог разговаривать грамотно, умел выражать свои мысли и чувства, ему необходим свой словарный запас.

Словарный запас вашего ребенка состоит из:

пассивного словаря (те слова, которые ребенок понимает)

активного словаря (те слова, которые ребенок говорит)

Первоначально активный словарный запас у ребенка мал, однако со временем те слова, которые находились в пассивном словаре ребенок перенесет в активный. Чем больше пассивный словарь, тем лучше.

Для увеличения словарного запаса разглядывайте вместе картинки, читайте книги, комментируйте свои действия.

    Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.

     Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!      

   Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении, верьте в своего ребенка, радуйтесь его успехам, помогайте преодолеть неудачи. Логопедические занятия вместе с ребенком дома помогут вам стать еще ближе и роднее. Удачи вам в совместной работе и игре с ребенком!

И еще одна игра в которую хочу с вами поиграть.

ИГРА "Закончи предложение"

Предлагаю поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

«Общение с ребенком – это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
«У нас в семье «наказание-поощрение» -…»
 

     Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, мы подготовили для вас  эти памятки - буклеты.

Рефлексия.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций, используя камешки Марблс.

Зеленый цвет означает, что вам понравились предложенные игры и вы будете играть с детьми; оранжевый –понравилось, но вы еще что-то хотели бы увидеть, а красный цвет - к сожалению, сегодня вы не узнали ничего нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель:   ...

Мастер-класс для родителей. Тема : «Развиваем речь в игре. Играем на кухне»

Цель. Формировать педагогическую ком­петентность родителей в вопросах гармони­зации внутрисемейных отношений. Знако­мить с речевыми играми. Задачи:- развивать речь и воображение ребён...

Мастер - класс "Чем занять ребенка во время карантина"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19966803","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Конспект мастер-класса открытого занятия по теме «Времена года. Весна». г. Советск. 2022 г.

Конспект мастер-класса открытого занятия по теме «Времена года. Весна». г. Советск. 2022 г....

Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"

Мастер-класс дл родителей  по автоматизации звуков в играх и игровых упражнениях " Учимся, играя"Цель мастер-класса: повышение мотивационной готовности родителей к активному участию в к...

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...

Мастер класс по изготовлению страниц виммельбуха "Времена года"

Виммельбух - В переводе с немецкого – «книга с мельтешащими картинками» Мастер - класс позволит создать свой виммельбух....