Методическая разработка на тему Адаптация детей младшего возраста в детском саду.
методическая разработка (младшая группа)

Скляднева Мария Дмитриевна

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребёнка в детское образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №95 Невского района Санкт-Петербурга

Проект «Адаптация детей младшего возраста в детском саду».

Подготовили: воспитатель

младшей группы «Жемчужинки»

Скляднева Мария Дмитриевна

г. Санкт-Петербург

2024

Вид проекта:

- Информационно-творческий

- Практико-ориентированный

- Групповой

- Краткосрочный

- Место реализации проекта: младшая группа.

 - Участники проекта: специалисты, воспитатели, дети и родители группы.

- Сроки реализации проекта: сентябрь - октябрь

Актуальность:

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Цель проекта:

Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

• Изучить инновационный опыт

 • Установить систему взаимодействия участников проекта

• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду.

 • Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей.

• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками.

 • Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции.

• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.

Гипотеза

Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты

Дети

 • Дети легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами.

• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.

Родители

• У родителей сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;

 • Стремление родителей к сотрудничеству.

Педагоги

• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;

• Повысится уровень компетентности педагогов в организации адаптационного периода.

Программа проекта

1 этап: Организационно-подготовительный – сентябрь

2 этап: Основной – июль – октябрь

3 этап: Заключительный – октябрь

Организационно-подготовительный этап

Мероприятие, Дата, Результат

- Изучение методической литературы

 - Сентябрь Повышение уровня педагогической компетенции.

 - Подбор диагностического материала, анкет для родителей.

- Сентябрь Составление диагностического инструментария.

- Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами.

- Сентябрь Создание системы в планировании.

- Оформление и обновление предметно-развивающей среды.

- сентябрь Создание эмоционального комфорта.

- Составление и подбор информационного материала для родителей.

 - Сентябрь Повышение педагогической компетенции родителей.

 - Анкетирование родителей.

- Сентябрь Исследование социальных навыков детей.

- Выявление особенностей семейного воспитания.

 - Прогноз вероятной степени адаптации детей.

Основной этап

Принципы работы

  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни).

• Учёт индивидуальных особенностей ребенка.

 • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Работа с детьми

Мероприятие, Дата, Результат.

- Знакомство и наблюдение.

 - Сентябрь Диагностирование детей, прогнозирование результатов.

- Учет домашних привычек, интересов Сентябрь – Октябрь.

 - Индивидуальный подход к ребенку.

 - Игры-занятия Сентябрь – Октябрь.

 - Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми.

 - Игры-упражнения.

 - Игры-инсценировки.

 - Использование фольклора.

 - Сюрпризные моменты.

 - Продуктивная деятельность.

 - Сохранение и укрепление здоровья детей.

 - Оптимальный двигательный режим.

Работа с родителями

Мероприятие, Дата, Результат.

- Рекомендации «Адаптационный период в детском саду».

 - Сентябрь Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду.

- Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать».

- Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».

- Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни.

- Основные задачи воспитания».

- Октябрь Повышение педагогической компетенции родителей.

- Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».

- Папка-передвижка «Нетрадиционные формы оздоровления».

- Беседа «Питание – залог здоровья».

- Октябрь Повышение педагогической компетенции родителей.

- Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»

- Консультация «Капризы и их предупреждение».

- Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».

- Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства».

- Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

- Рекомендации «Пальчиковая гимнастика».

- Мини-выставка детских работ Октябрь.

Работа с педагогами.

Мероприятие, Дата, Результат.

- Сотрудничество со специалистами. Тесное взаимодействие в решении проблем адаптации.

- Разработка методических рекомендаций для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возраста.

- Сентябрь – Октябрь  Повышение педагогической компетентности педагогов.

 Заключительный этап.

 Мероприятие, Дата, Результат.

- Наблюдение.

- Сентябрь Диагностирование детей.

- Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам).

- Подведение итогов работы.

- Анкетирование родителей.

- Изучение эффективности деятельности.

- Анализ полученных результатов.

- Подведение итогов работы.

- Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

- Выявление недостатков.

- Корректировка планов работы с детьми и родителями.

- Форма предоставления результатов.

• Презентация проекта

Информационные ресурсы.

• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004

• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008

• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005 • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009

• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010

• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001

• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009

• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007

 • https://doshvozrast.ru 

https://www.childpsy.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"

Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"...

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему : «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на г...

Методическая разработка по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Поступление и адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада практически всегда чревато определёнными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной среды в новую, неизве...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему :«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям....

Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Ознакомить педагогов и родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Определить методы и приемы, способствующие успешной адаптации....