Методическая разработка на тему Адаптация детей младшего возраста в детском саду.
методическая разработка (младшая группа)
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребёнка в детское образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya_detey_mladshego_vozrasta_v_detskom_sadu.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №95 Невского района Санкт-Петербурга
Проект «Адаптация детей младшего возраста в детском саду».
Подготовили: воспитатель
младшей группы «Жемчужинки»
Скляднева Мария Дмитриевна
г. Санкт-Петербург
2024
Вид проекта:
- Информационно-творческий
- Практико-ориентированный
- Групповой
- Краткосрочный
- Место реализации проекта: младшая группа.
- Участники проекта: специалисты, воспитатели, дети и родители группы.
- Сроки реализации проекта: сентябрь - октябрь
Актуальность:
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта:
Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
• Изучить инновационный опыт
• Установить систему взаимодействия участников проекта
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду.
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей.
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками.
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции.
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза
Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты
Дети
• Дети легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами.
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители
• У родителей сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Педагоги
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности педагогов в организации адаптационного периода.
Программа проекта
1 этап: Организационно-подготовительный – сентябрь
2 этап: Основной – июль – октябрь
3 этап: Заключительный – октябрь
Организационно-подготовительный этап
Мероприятие, Дата, Результат
- Изучение методической литературы
- Сентябрь Повышение уровня педагогической компетенции.
- Подбор диагностического материала, анкет для родителей.
- Сентябрь Составление диагностического инструментария.
- Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами.
- Сентябрь Создание системы в планировании.
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды.
- сентябрь Создание эмоционального комфорта.
- Составление и подбор информационного материала для родителей.
- Сентябрь Повышение педагогической компетенции родителей.
- Анкетирование родителей.
- Сентябрь Исследование социальных навыков детей.
- Выявление особенностей семейного воспитания.
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
Основной этап
Принципы работы
• Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни).
• Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
• Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми
Мероприятие, Дата, Результат.
- Знакомство и наблюдение.
- Сентябрь Диагностирование детей, прогнозирование результатов.
- Учет домашних привычек, интересов Сентябрь – Октябрь.
- Индивидуальный подход к ребенку.
- Игры-занятия Сентябрь – Октябрь.
- Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми.
- Игры-упражнения.
- Игры-инсценировки.
- Использование фольклора.
- Сюрпризные моменты.
- Продуктивная деятельность.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Оптимальный двигательный режим.
Работа с родителями
Мероприятие, Дата, Результат.
- Рекомендации «Адаптационный период в детском саду».
- Сентябрь Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду.
- Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать».
- Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3 года жизни.
- Основные задачи воспитания».
- Октябрь Повышение педагогической компетенции родителей.
- Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
- Папка-передвижка «Нетрадиционные формы оздоровления».
- Беседа «Питание – залог здоровья».
- Октябрь Повышение педагогической компетенции родителей.
- Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»
- Консультация «Капризы и их предупреждение».
- Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
- Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства».
- Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».
- Рекомендации «Пальчиковая гимнастика».
- Мини-выставка детских работ Октябрь.
Работа с педагогами.
Мероприятие, Дата, Результат.
- Сотрудничество со специалистами. Тесное взаимодействие в решении проблем адаптации.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возраста.
- Сентябрь – Октябрь Повышение педагогической компетентности педагогов.
Заключительный этап.
Мероприятие, Дата, Результат.
- Наблюдение.
- Сентябрь Диагностирование детей.
- Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам).
- Подведение итогов работы.
- Анкетирование родителей.
- Изучение эффективности деятельности.
- Анализ полученных результатов.
- Подведение итогов работы.
- Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
- Выявление недостатков.
- Корректировка планов работы с детьми и родителями.
- Форма предоставления результатов.
• Презентация проекта
Информационные ресурсы.
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005 • Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"
Методическая разработка беседы-концерта для детей младшего возраста "Музыка детских мультфильмов"...
Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»
При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке раскрывается специфика прое...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему : «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на г...
Методическая разработка по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Поступление и адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада практически всегда чревато определёнными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной среды в новую, неизве...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему :«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям....
Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Ознакомить педагогов и родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Определить методы и приемы, способствующие успешной адаптации....