Математическая игра, как способ развить ребенка
консультация (старшая группа)
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_igra_-_kak_sposob_razvitiya_rebyonka.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая игра, как способ развить ребенка
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
В. А. Сухомлинский.
Математическая игра — это, прежде всего, интеллектуальная игра, то есть игра, где успех достигается в основном за счет мыслительных способностей ребёнка, его ума и знаний по математике, которые уже сформированы у него. К математическим играм относят либо игры, имеющие дело с числами, фигурами и тому подобным, либо игры, исход которых может быть предопределён предварительным теоретическим анализом [8]. Среди математических игры выделяются развивающие математические игры. Развивающие математические игры призваны решить следующие задачи: активизировать умственную деятельность; заинтересовывать математическим материалом; развивать такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение, абстрагирование; в интересной и увлекательной форме расширять, углублять математические представления; закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Математические понятия ребенок усваивает в процессе активной деятельности: действуя с разнообразными предметами и в играх. Именно поэтому нужно стараться достичь максимальной активности детей, используя занимательные и игровые материалы, опираясь на непроизвольное внимание детей. Развивающие математические игры очень разнообразны. Например, для развития логики подойдут игры с логическими блоками Дьенеша, «Палочки Кюизенера», «Танграм», а также и другие игры: настольно-печатные — «Цвети форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.; дидактические — «Четвертый лишний», «Найди отличия».
Для более успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую и игровую среду. Именно игра увлекает детей, не перегружает их умственно и физически, так как игра - это творчество, игра – это труд. В процессе дидактических игр у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Включение дидактических игр и игровых моментов делает процесс развития интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг интеллектуального развития ребенка. Наличие соответствующего материала в группе позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.
Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Именно развитию логического мышления дошколят в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Сейчас в любом методическом пособии, детских развивающих книгах можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!
В чем польза от математических игр?
Умственное воспитание лучше начинать как можно раньше, чтобы развить интеллект ребенка. В процессе игры ребенок чувствует себя комфортно, воспринимает происходящее как развлечение и лучше усваивает информацию. Забавы с математическим уклоном смоделированы таким образом, что захватывают самые основные стороны науки, а именно:
- Построение.
- Отношения.
- Закономерности.
В процессе дети учатся складывать, вычитать и решать логические задачи, при этом все носит познавательный характер. Для взрослого важно обеспечить интерес ребенка к процессу, превратить все в веселье, чтобы ребенок получал удовольствие от деятельности. В этом случае постепенно станет заметно, что улучшаются такие многие качества:
- Усидчивость.
- Воображение.
- Критическое восприятие.
- Наблюдательность.
- Любознательность.
- Смекалка.
- Сообразительность.
Не нужно акцентировать внимание малыша на решениях поставленных задач, лучше сделать так, чтобы ему было весело и интересно находить ответ. Это снизит психическое напряжение и позволит проще овладеть математическими основами. К тому же математические игры помогают ребенку не только постигать теорию науки, но и применять полученные знания на практике.
Как проводить занятия с ребенком?
Начиная заниматься с ребенком математикой даже и в форме игры, стоит знать несколько простых правил. Это нужно для того, чтобы постоянно поддерживать интерес малыша к процессу. Вот несколько советов, как лучше вести себя в этом вопросе:
- За любое достижение нужно щедро хвалить и поощрять ребенка.
- Начинать процесс нужно с интерактивных занятий (например, можно попробовать научить малыша считать на пальцах).
- Переходить от простого к сложному нужно максимально медленно, постоянно закрепляя пройденное.
- Не стоит заставлять ребенка все заучивать наизусть, это не только не доставит ему радости, но и испортит впечатление от всего процесса обучения.
- Начинать игру лучше убедившись, что малыш этого хочет, настроен на нее и не будет отвлекаться на новую игрушку, к примеру.
- Игры должны быть разными, направленными на развитие всех качеств, например, одна на воображение, другая на логическое мышление и так далее.
Обучение математике не происходит сразу, об этом следует помнить, поэтому лучше запастись терпением и регулярно привлекать внимание ребенка к математическим играм. Со временем он станет лучше запоминать и ориентироваться в них. Не нужно его ругать за неправильный ответ, лучше дать возможность самому найти момент, в котором он ошибся.
Используемая литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Desktop/fgos_ru_doshk.pdf.pdf
2. Смиронова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
3.Носко И. В. Психология развития и возрастная психология /И. В. Носко / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1069/24/
4.Щипанова Д. Е. Психология развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. Е. Щипанова. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2017. 178 с. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/141677421.pdf 5.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. –– М., Просвещение, 1974.- 368с.
6.Хохрякова Ю. М. Реализация деятельностного подхода в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста/ [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/МиК/Downloads/realizatsiya-deyatelnostnogo-podhoda-v-protsesse-formirovaniya-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.pdf
7. Помораева И. А., Позинна В. А. Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. — М.: Мозаика — синтез, 2016.-80с. Словари и энциклопедии на Академике / Большая советская энциклопедия/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/107220/Математические
8.Бойко, А. А. Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников / А. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 227-229. — URL: https://mouch.ru/archive/277/62629/ (дата обращения: 27.11.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе "Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"
Родительское собрание во свторой младшей группе " Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"...
Родительская встреча «Математические игры – средство интеллектуального развития ребенка»
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...
"10 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА 10 МИНУТ В ДЕНЬ"
Нам только кажется, что времени нет, на самом деле мы просто не обращаем внимания на короткие промежутки времени, думая, что в них ничего не успеть, а в действительности, в это время можно сделать кое...
Математические игры или "10 способов развить мышление ребёнка за 10 минут в день"
10 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА 10 МИНУТ В ДЕНЬ Нам только кажется, что времени нет, на самом деле мы просто не обращаем внимания на короткие промежутки времени, думая, что в них ничего н...
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка
Сценарий рдительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...
Презентация родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка»
Презентация родительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...
Консультация для родителей "Игра как способ самовыражения ребенка"
Игра является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Игра является важным моментом развития и воспитания человека.Наблюдая за ролью ребенка в игре, можно выделить его качества как человека, его от...