Особенности адаптации к детскому дошкольному учреждению у неговорящих детей
консультация (младшая группа)
У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Cамый частый вопрос: что будет, если отправить неговорящего ребёнка в группу к другим детям? Начнет ли он говорить быстрее, или напротив, замолчит от стресса и переживаний?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.24.adaptatsiya_u_negovoryashchih.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации к детскому дошкольному учреждению у неговорящих детей
«Нам пришла путевка в детский сад, но ребёнок еще не разговаривает. С нами общается жестами и звуками, мы-то понимаем, а вот справится ли воспитатель и другие дети? Стоит ли неговорящему малышу вообще идти в детский садик?» Такой запрос от родителей к специалистам сегодня совсем не редкость. Как быть, если место в группе дали, а речь еще не развита? Повлияет ли это на поведение ребёнка, поможет ли начать говорить? Как его будут понимать другие дети и воспитатели? Сегодня отвечаем на вопросы, которые тревожат родителей маленьких молчунов.
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.
Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.
Социально-психологическая адаптация - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.
У каждого ребенка адаптация в детском саду проходит по-своему. Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая.
1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду прекрасно и активно вливается в детсадовскую жизнь или происходят незначительные изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуется в течение 10–15 дней.
2. Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, за это время ребенок может потерять в весе, заболеть и могут быть признаки стресса. Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.
3. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Средняя и тяжелые формы адаптации схожи по своему проявлению, но различаются в продолжительности протекания.
Помогает ли детский сад начать разговаривать?
Это самый частый вопрос: что будет, если отправить неговорящего ребёнка в группу к другим детям? Начнет ли он говорить быстрее, или напротив, замолчит от стресса и переживаний?
Ответ непрост: он зависит от причин нарушения развития речи. Если говорить о ребёнке до четырехлетнего возраста с подозрением специалистов на диагноз ЗРР (задержка речевого развития) или просто опасениями родителей, что малыш молчалив не по возрасту, необходимо посетить логопеда. Это нужно, чтобы оценить темпы развития речи и причины отставания.
В большинстве случаев у детей в этом возрасте подтверждается диагноз замедленного темпа развития речи (ЗРР). Нарушение может быть спровоцировано различными патологиями, но чаще всего задержка речевого развития компенсируется при условии создания развивающей среди и отсутствия препятствий. В такой ситуации детский сад, потребность в общении с другими детьми, структурированные занятия с воспитателем могут стать той самой стимулирующей речевой средой, которая поможет ребёнку начать разговаривать.
Если же причина молчания связана с нарушениями слуха, неврологическими отклонениями, общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, расстройством аутичного спектра и т. д., то ждать чуда от посещения детского сада нельзя. С такими диагнозами необходимо как можно быстрее начинать специализированные коррекционные мероприятия.
Следует отметить то, что в младшем дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками только формируется. Из-за неумения договориться и отсутствия навыков совместной игры часто возникают различные ситуации, которые могут проявиться плачем ребёнка, проявлением только одного способа взаимодействия(доступного и знакомого ребёнку дома), отказом от дальнейшего взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Есть такие дети, первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, через неделю или больше могут проявить негативизм и отказ посещения детского сада. Происходит это от того, что проходит интерес, так называемый эффект новизны. Когда новые игрушки уже не интересны и возникают сложности установлении контакта со сверстниками. У ребенка в период адаптации к детскому саду могут наблюдаться и изменения двигательной активности- либо сильно падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Все эти нетипичные для ребёнка «всплески» проходят, когда адаптация заканчивается.
Характер адаптации зависит от нескольких важных факторов:
– Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку, который сидит дома под присмотром родителей и не контактирующему со сверстниками, будет сложно адаптироваться, нежели ребенку, который постоянно имеет разлуку с матерью.
– Недооценивание режимных моментов. Часто родители пренебрегают рекомендациями педагогов.
– Низкие навыки самообслуживания или полное их отсутствие. К трем годам ребенок должен уметь элементарные навыки самообслуживания: держать ложку, вилку, одевать колготки, кофту и раздеваться. У ребенка, которого не научили, возможно могут развиться различные комплексы, низкая самооценка.
– Особенности высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий.
– Отсутствие регулярного посещения детского садика. Иногда родители приводят ребенка «через день», то проспали и т. д. Регулярное посещение, без пропусков приводит к быстрой адаптации.
В возрасте до трех лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Как ребёнок будет общаться с воспитателем?
Воспитатель с опытом умеет работать с самыми разными малышами, и уж совершенно точно с теми, кто пока выражает эмоции и желания только жестами, мимикой и звуками. Не стоит переживать: согласно исследованиям, каждый четвертый малыш испытывает трудности с развитием речи в правильном темпе. Это значит, что в младшей группе детского сада или в яслях детей 5-6 будут общаться преимущественно невербально(без помощи речи). Сотрудники детского сада отлично умеет понимать таких ребятишек.
Если есть сомнения — надо увидеться и пообщаться с воспитателями, оценить, насколько они готовы тратить время на понимание «молчунов», как такие дети вовлекаются в общие игры, показывают желание сходить в туалет и т. д.
Дети в детском саду живут по режиму. Им напоминают, когда надо посетить туалет, когда пора есть, спать, одеваться, мыть руки и т. д. Режим построен на основании физиологических потребностей ребёнка, и малыши быстро к нему привыкают. А воспитатели, в свою очередь, как правило, быстро распознают «сигналы» от малоговорящих воспитанников и реагируют без обращенной речи, на жестикуляцию и мимику.
Для ускорения адаптации не лишним может стать небольшая памятка по основным ситуациям: если ребёнок использует особые звуки и жесты, когда хочет на горшок, есть, спать, к маме, то их можно описать и передать воспитателю заранее.
Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.
Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).
Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится от трех до пяти месяцев).
Фаза компенсации: убыстряется темп развития. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Как молчун сможет играть с другими детьми?
Мирные игры будут проходить довольно спокойно: этот возраст обычно не предполагает активного общения и взаимодействия, дети скорее играют рядом, а не вместе. А вот во время ссор и конфликта неговорящий ребёнок может испытывать затруднения с самозащитой, что чаще всего выражается в физическую агрессию. То есть защитить себя сможет и самый молчаливый малыш, например, укусив или толкнув обидчика. Но надо предусматривать такие варианты заранее и обучать ребёнка отходить, кричать или идти к взрослому, если ему что-то не нравится.
Существует три стиля, с помощью которых ребёнок может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда малыш старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда ребёнок привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным для ребенка является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий .
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, то есть должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях. Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию. Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения .
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние беспокоит воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель поощряет, подбадривает и помогает им. В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Также, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет, поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях.
Ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого. В домашних условиях ребенок привыкает к характеру и тону применяемых педагогических воздействий.
Например, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша.
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни . Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.
Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних. Воспитатель устанавливает контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
Не надо ли подождать до появления речи?
Если задержка речевого развития — единственная проблема, то только из-за нее долго ждать не стоит. Оптимальный период для адаптации к детскому коллективу и пребыванию вне дома — с 2 до 3 лет. Ребёнок в это возрасте дорастает до снижения эмоциональной зависимости от матери, расставания проходят легче, а навыки самообслуживания растут. Поэтому начиная с двух-трех лет можно отдавать малыша в детский сад. До этого возраста по возможности не стоит начинать посещение садика и говорящим детям.
После начала надо оценивать состояние, самочувствие, настроение ребёнка, узнавать у воспитателей, как он вел себя в группе, смотреть, не изменились ли привычки, сон, аппетит, не повысилась ли тревожность. Если ребёнок меняется не в лучшую сторону, то, возможно, с садом стоит подождать еще.
Даже говорящие дети в этом возрасте редко могут сказать, что им нехорошо, что-то болит или тошнит. Нездоровый ребёнок становится капризным, плаксивым, вялым, отказывается есть, стремится прилечь. Такое поведение заметно и без слов, и внимательному взрослому не составит труда увидеть, что кроха ведет себя непривычно и нуждается во внимании и оценке здоровья.
Что неговорящий малыш может делать на занятиях?
Молчаливый кроха будет заниматься точно тем же, что и остальные дети: рисованием, лепкой, физкультурой, музыкой. Пусть петь на музыке и говорить на уроках развития речи он пока не сможет, зато будет развивать чувство ритма, музыкальный, фонетический слух, и наращивать словарный запас на будущее.
А как же утренники?
Этот вопрос не стоит никаких тревог и волнений. Во-первых, утренники в младших группах проходят без взрослых посетителей, чтобы дети не волновались, не начинали плакать и проситься к маме.
Во-вторых, далеко не все малыши читают стихи. Многие танцуют, участвуют в хороводах, играют на простых музыкальных инструментах и получают удовольствие от участия в празднике, а не от стишка.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым.
Желаю вам искренней заинтересованности в процессе гармоничного развития ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей младшей группы «Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента»
В каждом типе темперамента есть много положительного, у каждого ребенка есть запас свойств и качеств, которые помогают ему сберечь свою индивидуальность и неповторимость, уникальность, свое собственно...
Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
В работе рассматривается процесс социализации детей на основе деятельностной сущности, где преимущественно важным аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Авт...
Консультация для родителей на тему: "Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: "Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента"
Консультация для родителей...
Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента.
Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента....
Консультация для воспитателей « Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми »
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых....