Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента.
консультация (младшая группа)
Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_po_temperamenntu.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента.
Каждый ребенок с первых дней жизни имеет индивидуальный темперамент, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека видно во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловливает скорость и силу реакции нервной системы на разные раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Позже таким раздражителем становится детский коллектив. Чтобы облегчить процесс адаптации в коллективе, нужно учесть темперамент ребенка.
Как известно, существует 4 распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник.
Рассмотрим каждый из этих типов.
Ребенок-меланхолик.
В поведении меланхолика много непонятного, но оно следует из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если волнуется, то плачет долго и горько. Достаточно тяжело включается в игры других детей, но, поборов себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добрый, мягкий, открытый и доверчивый. Часто слишком рассудительный, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый».
Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчивый в еде, быстро утомляется, тяжело переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в постели любит размышлять и фантазировать. Утром просыпается в плохом настроении. Любит тепло. Боится спорта. Требует много забот и очень нуждается в понимании.
Родители и воспитатели должны знать, что наличие множества проблем неприемлемо для ребенка-меланхолика, т.к. он долго фиксируется на этом и переживает. У ребенка должен быть человек (отец, мать, бабушка, дедушка, сестра), в конце концов, домашнее животное, которому он мог бы довериться полностью, чтобы получать от него тепло и внимание.
Ребенок-меланхолик замкнут, нерешителен и очень недоверчив. Этот ребенок – прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто капризничает, хнычет или кричит в полный голос. Меланхолик постоянно требует внимания к своей персоне и недоволен, если его просят поиграть самостоятельно. Не любит никаких нововведений. Смену режима дня, появление в окружении новых людей и даже введение новой еды он принимает настороженно. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Тяжело усваивает новую информацию и быстро утомляется.
Меланхолику детский коллектив не нужен. Он комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять его капризы. Поэтому, чем позже такой ребенок пойдет в детский сад, тем лучше. Если есть возможность, желательно отдать такого ребенка в детский сад не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателем (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).
С детьми-меланхоликами возможны проблемы. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда мама утром в детском саду наконец освобождается от его объятий, он может «мстить» воспитателям и другим детям за то, что мама настояла на своем и все-таки ушла на работу: он будет отказываться засыпать и будет мешать другим детям в тихий час.
На меланхолика нельзя давить и насильно вести в детский сад. Любые категорические обращения и негативные оценки провоцируют снижение его активности, сводят на нет и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом нужно обговаривать будущие события, акцентируя внимание на позитивных сторонах. Задача родителей – заинтересовать ребенка будущими переменами. Нужно рассказывать ребенку, как интересно ходить в детский сад. В крайнем случае родителям можно рекомендовать заключить с меланхоликом мирный договор: «Ты не плачешь утром и идешь в детский сад, а в выходной мы пойдем кататься на карусели» (возможны варианты в зависимости от пожеланий ребенка). В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, «мягкие», не соревновательные игры.
Ребенок-флегматик.
Медлительный молчун, полненький, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, просыпается поздно, ест много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в детском саду играет своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где нужно проявлять ловкость, быстроту. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения флегматику тяжело, поэтому он спокойно отдает право выбора другому. Знает много песен и стихов, нового не любит, но с удовольствием вспоминает то, что знает. Для других детей он скучный и ленивый, они не приглашают его в свои активные игры, но с удовольствием играют с ним в традиционные ролевые игры (доктор, дочки-матери). Он схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надолго, редко ошибается.
С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, редко устраивает истерики и практически не требует к себе внимания. Всегда сдержан и рассудителен, редко проявляет инициативу и заинтересованность. Создается впечатление, что он словно плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и стремится всегда оставаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций. Флегматику все равно, где находиться – дома или в детском саду, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненна в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался, и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.
Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или возле окна. Флегматик редко плачет утром, когда мама уходит, и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом детский сад долгое время остается для него чужим местом, а не «вторым домом». Ребенок-флегматик может целый день терпеть или «ходить» в штаны, хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом он демонстрирует, что детский сад для него – чужая территория.
Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие дети, требует внимания. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Нужно предложить родителям, если это возможно, купить ребенку красивую пижаму или взять из дома мягкую игрушку. Тогда ему будет проще привыкнуть к новой обстановке.
Родителей беспокоит обесцвечивание эмоционального мира ребенка, некоторое равнодушие и неспособность сопереживать. В занятиях с флегматиком рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Ребенка нужно закалять, немного поторапливать во время еды, не давать много сладкого. В игре не нужно оставлять ребенка в одиночестве, необходимо чаще заинтересовывать, побуждать к действию.
Ребенок-холерик.
Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик отдает предпочтение шумным играм, шалостям и постоянно требует зрителей. С раннего детства он умеет работать на публику. Часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым людям и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает очень остро. Быстро схватывает новую информацию и так же быстро забывает. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, смел. Ему нравится риск, отчаянные истории и приключения. Тяжело идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Он слишком самостоятелен, чтобы добиться своего, агрессивен и горяч. В поведении много зависит от воли: многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и царапины. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски».
В поступках холерика часто отсутствует элемент обдумывания, он импульсивен, склонен к приступам гнева, забияка и крикун, но после может притихнуть и стать «золотым ребенком».
Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками.
В общении с ребенком-холериком нужно быть терпеливым и спокойным.
Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения, и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.
Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость – таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Ребенок-холерик является инициатором всех детских шалостей.
Во время занятий с холериками рекомендуются подвижные игры, соревнования, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку необходимо большое жизненное пространство, поэтому необходимо организовывать с ним выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать ему, что часто, прежде чем что-то сделать, неплохо было бы и подумать. Высказывать ребенку какие-либо замечания лучше после того, как он успокоится, возможно, даже через день, всегда объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка при других детях! Возможно, он и сам бы хотел научиться держать себя в руках, поэтому поймите его и помогите!
Не ругайте ребенка за его шалости и баловство. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой сделать. Задача воспитателей и родителей – направлять энергию ребенка, которая бьет через край, в мирное русло.
Ребенок-сангвиник.
Такой ребенок подвижен и ловок. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается и переключается с одного занятия на другое. Родителей часто беспокоит его несобранность, невнимательность, несерьезность, неаккуратность. Но, несмотря на это, ребенок приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же легко и рано просыпается. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть непостоянным – не недостаток, а свойство, черта характера сангвиника. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны.
Ребенок-сангвиник – веселый, жизнерадостный, ловкий и дружелюбный. Игры и повседневная жизнь его должны быть подвижными, требования к покою и равновесию нужно согласовывать с учетом особенностей темперамента. Ребенок-сангвиник может научиться удерживать внимание с помощью взрослого, если взрослый уделяет ему много внимания во время совместных занятий.
Это самый «соответствующий» для детского сада темперамент. Ребенок очень любознателен и постоянно требует новых впечатлений. Он проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Отлично сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует новыми словами и импульсивными жестами.
Ребенок-сангвиник не злопамятен – он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники – прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно распределить силы, поэтому быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.
Как только ребенок-сангвиник замечает, что рядом есть дети, - он сразу требует общения с ними. Сангвиники владеют прирожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше отдать такого ребенка в коллектив, тем будет лучше для всех.
Сначала сангвиник с радостью будет ходить в детский сад. Но он быстро устает от однообразия, и, как только ему станет скучно ходить в детский сад, он обязательно продемонстрирует свое недовольство.
Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры пойдут на пользу малышу. Он будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему будет там интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"
Особенности адаптационного периода. Периоды адаптации....
Консультация для родителей младшей группы «Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента»
В каждом типе темперамента есть много положительного, у каждого ребенка есть запас свойств и качеств, которые помогают ему сберечь свою индивидуальность и неповторимость, уникальность, свое собственно...
20.10.2017 Вебинар: «Типы привязанности и особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»
Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению с позиции теории привязанности. Теория привязанности в последней четверти ХХ века стала основополагающей в объясн...
20.10.2017 Вебинар: «Типы привязанности и особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»
Данный вебинар посвящен рассмотрению проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению с позиции теории привязанности. Теория привязанности в последней четверти ХХ века стала основополага...
Консультация для родителей на тему: "Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению в зависимости от его темперамента"
Консультация для родителей....