Методическая разработка мастер -класс для родителей "Путешествие по стране звуков и слов"
методическая разработка (старшая группа)

Судакова Наталья Геннадьевна

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию  детей  Калининского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс для родителей

 «Путешествие по стране слогов и слов в старшей группе»

                                                                                                          Подготовила:

                                                                                                         воспитатель

                                                                                                            Судакова Н.Г.

                                                        2024 г.

  1. Теоретическая часть.

Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Как вы думаете, что должно входить в подготовку к обучению грамоте?

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители  заинтересованы в обучении детей чтению;

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется  задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Существует несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонематических групп (свистящие, шипящие, сонорные);
  • полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков;  анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знакомство детей с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова,  и владеть навыками послогового чтения.
  1. Практическая часть.

«Обучение звуковому анализу слов»

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте

Детям необходимо знать, что:

Звук мы слышим и произносим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух,  выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно петь на мотив любой песенки).

Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я - йа, Ю – йу, Е – йэ, Ё – йо.

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные  звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия  голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р.

Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

 Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько  звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])

- Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

 Самостоятельная деятельность родителей.

Звуковой анализ слова КНИГА

1-ый звук [К]- согласный, твердый, обозначается синим цветом.

2-ой звук [НЬ] - согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

3-ий звук [И] - гласный, обозначается красным цветом.

4-ый звук [Г] -  согласный, твердый,  обозначается синим цветом.

5-ый звук [А] - гласный, обозначается красным цветом.

Вопросы и задания:

1.Сколько звуков в слове КНИГА? (В слове КНИГА 5 звуков)

2.Сколько гласных звуков? Назовите их (2 - «и», «а»)

3.Сколько согласных звуков? (3 звука)

4.Назовите согласные твердые звуки. («к», «г»)

5.Назовите согласные мягкие звуки. («н»)

6.Сколько в слове слогов? (2 слога)

7. Назовите первый слог. (Кни-)

8. Назовите второй слог. (-га)

9. Составьте предложение со словом КНИГА.

10. Нарисуйте схему предложения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:

На что похожа буква?  В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Из ряда звуков выделите звук [п] и хлопните (поймайте) в ладоши: а, о, п, н, к, и, п, у …

- Из ряда слогов выделите звук [у] и топните ногой: на, ту, ки, ну, до.

- Повторить за мной только те слова, которые начинаются со звука [а]: Оля, Аля, Ася, Ося, Инна, Анна, остров, астра, аптека, оптика, асы, осы, утка, атака, урна, арка.

2. Дидактическая игра «Найди первый звук».

(Вы тянете первый звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит первый длинный звук.)  А-а-азбука, у-у-уши, а-a-aист, у-у-усики …

3. Дидактическая игра «Найди последний звук».

(Вы тянете последний звук, а остальные звуки – нет. Потом ребенок повторяет так же и находит последний длинный звук.)  Окно-о-о, цветы-ы-ы, папа-а-а, вода-а-а

4. Звуковой анализ слов: ау, уа

Сначала ребенок протяжно произносит слово. Потом вы спрашиваете:

Какой звук первый? (А)  Какой звук второй? (У)

Сколько всего звуков в слове? (Два звука)

5. Дидактическая игра «Сложи звуки»

Представьте, что я кидаю вам на каждую ладошку по звуку (А, В). Поймали? А теперь сложите звуки вместе с ладошками (хлопком). Что получилось? Ав. Кто так звуки подает? Собака.

А,В = АВ; А,У = АУ; И,А = ИА

6. Дидактическая игра «Телеграф»

Предложите ребенку отхлопать слова, произнесенные по частям.

Ма-ма, па-па, ня-ня, дя-дя, тё-тя …

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки. Если в результате ознакомления с этой информацией вам стало ясно, что у вашего ребенка или внука имеются какие-то проблемы, то не нужно особенно огорчаться и тем более отчаиваться. Не теряйте больше ни одного дня драгоценного времени и постарайтесь, по возможности, сформировать у вашего ребенка все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. А мы всегда готовы к сотрудничеству с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

методическая разработка мастер-класса по проекту «Безопасный мир глазами детей».

Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу вам представить опыт работы по проекту «Безопасный мир глазами детей»,  в котором я интегрировала такие образовательные области как ««Познание», «Коммуникац...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...