Консультация для воспитателей "Совершенствование методов работы с родителями"
консультация

В данной консультации рассматриваются различные способы улучшения коммуникации и сотрудничества между родителями и педагогами. Основное внимание уделяется созданию партнерства между школой и домом, подчеркивается важность взаимопонимания, уважения семейных ценностей в совместной работе для достижения для наилучших результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №1» г. Карабаша

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Совершенствование методов работы с родителями»

Подготовила:

Мезенцева Е.А.

Воспитатель группы раннего возраста

2024 г.

Консультация для педагогов

«Совершенствование методов работы с родителями»

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников.

Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах, организации предметно - игровой среды, подготовке его обучения к школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «как поступить в том или в ином случае?»

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей.

 В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями.

Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей.

Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребёнка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию "профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников".

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога:

Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей. Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребёнке — это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

«Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями»

1 стадия. Поиск контактов

Первая встреча воспитателя с родителями. Воспитатель и родители испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности, сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадёт ли желание общаться в дальнейшем.

На этой стадии воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть их непродуманными вопросами. В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких-либо черт характера, особенностей поведения ребёнка. При этом воспитатель заостряет внимание на положительных началах в личности ребёнка.

2 стадия. Поиск общей темы

На второй стадии воспитатель более активно проявляет интерес к ребёнку, к условиям семейного воспитания, выясняет, как проявляется забота родителей о ребёнке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание, судьбу. Воспитатель расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребёнка можно опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения о некоторых непонятных им поступках, особенностях личности ребёнка.

Воспитатель вместе с родителями обсуждает, что необходимо воспитать, развить в ребёнке, подчёркивает его неповторимость, индивидуальность, с которой непременно надо считаться в процессе воспитания и перевоспитания. Вместе с тем воспитатель осторожно может заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребёнка, о явных отклонениях от нормы.

Таким образом воспитатель готовит почву для взаимопонимания, выявляет, одинаково ли обе стороны относятся к будущему объекту воздействия - ребёнку.

3 стадия. Установление общих требований к воспитанию ребёнка

Воспитатель ведёт разговор с родителями о педагогических условиях и возможностях плодотворного сотрудничества, подчёркивает, каким должно быть отношение к ребёнку (вера в его физические и умственные возможности, доверие и уважение к нему). Ребёнку предлагается конкретная помощь.

Воспитатель побуждает родителей высказывать взгляды на воспитание, выявляет методы, используемые ими, способы воздействия на отрицательные поступки ребёнка. Мнения родителей, даже если они неверные, воспитатель выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что они могут правильно воздействовать на ребёнка. Вместе с тем он предлагает свои, педагогически обоснованные способы воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребёнку единые требования.

На данной стадии у родителей и воспитателя крепнет интерес друг к другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, на выработку единых требований к ребёнку, на согласование воспитательных усилий.

4 стадия. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели

Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребёнка. В этот период воспитатель должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласие по тому или иному вопросу. Возможны критические замечания родителей по поводу предложений воспитателя. Но именно в таких откровенных спорах воспитатель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности.

Эта стадия прогнозирования возможных вариантов отношений воспитателя с родителями. У сторон могут возникнуть опасения: "Стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным?" Но это не мешает упрочнению сотрудничества на пути к достижению общей цели.

5 стадия. Реализация индивидуального подхода

Воспитатель, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах семейного воспитания. Откровенность воспитателя должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка, опираясь на ранее предложенные меры воздействия со стороны родителей.

С целью упрочнения контактов воспитатель не должен демонстрировать родителям свою всесильность и непогрешимость. Напротив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребёнка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета.

На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребёнка.

6 стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества

Обсуждается конкретный план целенаправленного воздействия на ребенка. Это стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребёнка.

Как и на предыдущих стадиях, на последней нецелесообразно предлагать готовые решения, оказывать прямое давление на родителей. Необходимо создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Воспитатель, анализируя действия родителей, одобряет порой даже незначительные их успехи в воспитании.

На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему « Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию»

  Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...

Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"

Реализация задач, стоящая перед ДОУ, возможна при условии тесного сотрудничества с семьей. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничеств. Такой подход позволяет  приобщить роди...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, р...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...