«Формирование самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Хапсирокова Александра Васильевна

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребёнка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определённую свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить её не так-то просто.

Ещё совсем недавно ребёнок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере взросления ребёнка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребёнка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребёнка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определённую свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить её не так-то просто.

Ещё совсем недавно ребёнок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере взросления ребёнка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребёнка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя.

Воспитание ребёнка по заранее, чётко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребёнок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.

Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребёнка был в корне пересмотрен. Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам. Часто по разным причинам мы стремимся сделать за ребёнка всё сами. Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.

Что такое гиперопека? В чем она выражается?

-ребёнок лишён самостоятельности, следует советам взрослых, ждёт инструкции, указания;

-родители диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют во всем;

-родители «возносят ребёнка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;

- готовят вундеркинда: ребёнок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);

-ребёнок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;

-ребёнок растёт безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении

Условия воспитания самостоятельности у ребёнка

1. Среда, в которой пребывает ребёнок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития. Чтобы ребёнок не нуждался в помощи взрослого.

2. Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве.

3. Приучать ребёнка к самостоятельности, регулярно поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребёнок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности.

4. Самообслуживание – прямой путь к самостоятельности. Ребёнка необходимо приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки и т.п.

5. Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребёнка в том случае, если он берётся за него в первый раз. Ребёнок, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.

Поддержка инициативности и самостоятельности ребёнка, что означает расширение границ его личного пространства и предоставление ему права выбора.
Быть самостоятельным – это значит уметь трудиться. Детская лень - это миф, придуманный взрослыми. Это проблема, созданная взрослыми, самими родителями. Нередко мамы жалуются: чадо подросло, а по хозяйству помогать не хочет, приходиться заставлять. Но желание трудиться у человека возникает не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем мал, правильно себя ведут, то заставлять потом и не приходится. Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начал уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь, а стремление участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат, сестра, поскольку это необходимо для выживания в мире. Ребёнок запрограммирован на такое поведение генетически. Он ведь чувствует, что скоро всё придётся делать самостоятельно, поэтому и пытается овладеть новыми навыками, подражая старшим. Отсюда такое стремление мыть посуду, подметать пол, стирать, всё делать, как большие. И что он слышит – «Не лезь, уйди, не тронь, отстань, ты ещё маленький» «Не трогай веник, он грязный. Ещё успеешь наработаться в жизни». И такие ситуации повторяются. И ребёнок понимает, что домашними делами ему заниматься не следует, ведь взрослые так доходчиво объяснили.

И вдруг через какое - то время он слышит: «Ты должен убирать за собой игрушки, ты уже большой, ты должен помогать маме, теперь у тебя обязанности по дому».

И то, к чему он, когда–то рвался, а его не пускали, вдруг становится его обязанностями. А это так скучно и неинтересно, особенно, если это выносить мусор.

Если он станет когда-нибудь что–то делать по дому, то только «из-под палки». Он будет воспринимать домашнюю работу, как неприятную обязанность, а не как естественную часть жизни.

Вот и получается, что сначала родители мешают ребёнку, а потом заставляют, чем порождают и у себя, и у ребёнка массу негативных эмоций.

Когда дети пойдут в школу, на них свалиться целое море самостоятельности. Сейчас они слышат:

-не ходи один через дорогу,

-не трогай замок, поломаешь ключ,

-не подходи к плите, не трогай горячий чайник,

-не трогай телефон,

-не бери нож, и т. д.

Но скоро он услышит совсем другие слова:

-перейдёшь сам через дорогу,

-откроешь дверь ключом сам,

-разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.

И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть: доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажете, поможете, подбодрите, похвалите.

Добрые советы для родителей направленные на развитие у детей инициативы и самостоятельности:

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.

Не торопитесь помогать ребёнку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребёнок действительно не может справиться.

Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите.

Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.

Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).

Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло, что то не так.

Не ругайте, если малыш, что то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.

Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!

Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка!», «Ты мой помощник!»

И помните, в развитии самостоятельности ребёнка важно избегать крайностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности

Для старшего дошкольного  возраста  характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям  реализации общеобра...

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности и инициативности у дошкольников"

Формирование самостоятельности дошкольников требует от взрослых достаточно большой работы и тактичного наставления. От умения взрослых зависит, насколько инициативным и самостоятельным будет ребенок в...

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»...

Формирование самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста

Проблема формирования самостоятельности и инициативности детей остается одной из самых актуальных на сегодняшний день и была таковой во все времена. Какие условия должны соблюдаться для того, чтобы во...

Формирование самостоятельности и инициативности у старших дошкольников посредством детско-взрослых проектов

значение проектной деятельности в формировании самостоятельности и инициативности детей саршего дошкольного возраста...