«Формирование самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребёнка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определённую свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.
Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить её не так-то просто.
Ещё совсем недавно ребёнок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере взросления ребёнка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребёнка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnosti_i_initsiativnosti_doshkolnikov_u_detey_4-5_let.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребёнка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определённую свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.
Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить её не так-то просто.
Ещё совсем недавно ребёнок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере взросления ребёнка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребёнка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя.
Воспитание ребёнка по заранее, чётко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребёнок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребёнка был в корне пересмотрен. Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам. Часто по разным причинам мы стремимся сделать за ребёнка всё сами. Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.
Что такое гиперопека? В чем она выражается?
-ребёнок лишён самостоятельности, следует советам взрослых, ждёт инструкции, указания;
-родители диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют во всем;
-родители «возносят ребёнка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
- готовят вундеркинда: ребёнок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);
-ребёнок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
-ребёнок растёт безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении
Условия воспитания самостоятельности у ребёнка
1. Среда, в которой пребывает ребёнок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития. Чтобы ребёнок не нуждался в помощи взрослого.
2. Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве.
3. Приучать ребёнка к самостоятельности, регулярно поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребёнок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности.
4. Самообслуживание – прямой путь к самостоятельности. Ребёнка необходимо приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки и т.п.
5. Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребёнка в том случае, если он берётся за него в первый раз. Ребёнок, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.
Поддержка инициативности и самостоятельности ребёнка, что означает расширение границ его личного пространства и предоставление ему права выбора.
Быть самостоятельным – это значит уметь трудиться. Детская лень - это миф, придуманный взрослыми. Это проблема, созданная взрослыми, самими родителями. Нередко мамы жалуются: чадо подросло, а по хозяйству помогать не хочет, приходиться заставлять. Но желание трудиться у человека возникает не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем мал, правильно себя ведут, то заставлять потом и не приходится. Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начал уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь, а стремление участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат, сестра, поскольку это необходимо для выживания в мире. Ребёнок запрограммирован на такое поведение генетически. Он ведь чувствует, что скоро всё придётся делать самостоятельно, поэтому и пытается овладеть новыми навыками, подражая старшим. Отсюда такое стремление мыть посуду, подметать пол, стирать, всё делать, как большие. И что он слышит – «Не лезь, уйди, не тронь, отстань, ты ещё маленький» «Не трогай веник, он грязный. Ещё успеешь наработаться в жизни». И такие ситуации повторяются. И ребёнок понимает, что домашними делами ему заниматься не следует, ведь взрослые так доходчиво объяснили.
И вдруг через какое - то время он слышит: «Ты должен убирать за собой игрушки, ты уже большой, ты должен помогать маме, теперь у тебя обязанности по дому».
И то, к чему он, когда–то рвался, а его не пускали, вдруг становится его обязанностями. А это так скучно и неинтересно, особенно, если это выносить мусор.
Если он станет когда-нибудь что–то делать по дому, то только «из-под палки». Он будет воспринимать домашнюю работу, как неприятную обязанность, а не как естественную часть жизни.
Вот и получается, что сначала родители мешают ребёнку, а потом заставляют, чем порождают и у себя, и у ребёнка массу негативных эмоций.
Когда дети пойдут в школу, на них свалиться целое море самостоятельности. Сейчас они слышат:
-не ходи один через дорогу,
-не трогай замок, поломаешь ключ,
-не подходи к плите, не трогай горячий чайник,
-не трогай телефон,
-не бери нож, и т. д.
Но скоро он услышит совсем другие слова:
-перейдёшь сам через дорогу,
-откроешь дверь ключом сам,
-разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.
И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть: доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажете, поможете, подбодрите, похвалите.
Добрые советы для родителей направленные на развитие у детей инициативы и самостоятельности:
Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам.
Не торопитесь помогать ребёнку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребёнок действительно не может справиться.
Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите.
Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»
Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.
Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).
Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло, что то не так.
Не ругайте, если малыш, что то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.
Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!
Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка!», «Ты мой помощник!»
И помните, в развитии самостоятельности ребёнка важно избегать крайностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобра...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности и инициативности у дошкольников"
Формирование самостоятельности дошкольников требует от взрослых достаточно большой работы и тактичного наставления. От умения взрослых зависит, насколько инициативным и самостоятельным будет ребенок в...
Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников у детей 4-5 лет»...
Формирование самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста
Проблема формирования самостоятельности и инициативности детей остается одной из самых актуальных на сегодняшний день и была таковой во все времена. Какие условия должны соблюдаться для того, чтобы во...
Формирование самостоятельности и инициативности у старших дошкольников посредством детско-взрослых проектов
значение проектной деятельности в формировании самостоятельности и инициативности детей саршего дошкольного возраста...