Мастер-класс: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
материал (младшая группа)
Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях.
Задачи:
- дать представление о «дидактической игре» и её целях;
- показать различные виды дидактических игр, упражнений для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_sensornye_sposobnosti.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей в группе раннего возраста по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях.
Задачи:
- дать представление о «дидактической игре» и её целях;
- показать различные виды дидактических игр, упражнений для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия ребёнка.
Ход мастер-класса:
Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе! Я надеюсь, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного.
Коротко о теории. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал интересным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Изготовленная руками воспитателя игра позволяет ребёнку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.
Для предстоящей деятельности мы проведём с Вами небольшую разминку для наших пальчиков, которая так нравиться Вашим детям.
Игра «Приветствие»
Цель игры: способствовать развитию мелкой моторики, помогать усвоить название пальцев рук.
Большим пальчиком поочерёдно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний…»
Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам.
«Игра с Ёжиком»
( с использованием массажных мячиков)
Мы возьмём в ладошки «Ёжик»
(берём массажный мячик)
И потрём его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем тоже самое)
Помассируем бока,
(катаем между ладошек)
«Ёжик» я в руке кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу,
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка,
(прижимаем ладошки к себе).
Игра «Человечек»
«Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ – топает малыш».
Ускоряйте и замедляйте движение.
В игре можно предложить пальчикам малыша «прогуляться» вместе с Вашими.
Чтобы было веселее, поиграйте в догонялки. Пускай пальчики ребёнка убегают, а вы будете догонять.
И сегодня уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки и все игры сделать своими руками.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Дидактическое упражнение
«Найди конфетки, одинаковые по звучанию»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер-сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определённый звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.
- Как гремит эта баночка? (Тихо)
- Давайте послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо.
- А теперь поднесём обе баночки к ушам и проверим, одинаково ли тихо они звучат. И так далее пока не будут найдены все пары.
- Дидактическое упражнение
«Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывает направление.
Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой), громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).
Игры на развитие тактильных ощущений
Тактильные карточки
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребёнка.
Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны – жёсткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с такими же с такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.
Описание игры:
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается угадать материал при ощупывании предложенной карточки под покрывалом;
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие зрительного восприятия.
- Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) путём сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки (ниточки с бусинками предлагаются в различных вариантах).
Описание игры:
Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка – не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки – пробы.
- Дидактическая игра: «Угостим кукол»
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: крупные бусины трёх цветов.
Описание игры:
Предлагается сложить в коробку бусинки трёх цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трём тарелочкам.
Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
- Дидактическая игра: «Разноцветный кубик»
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей.
Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.
Описание игры: сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, в начале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки «паровозиком» на стол и выложить цвета «вагончиков». После каждому из «вагончиков» необходимо найти нужное «окошко» и закрыть его.
Игры на развитие восприятия формы
- Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить узнавать предметы по характерным признакам.
Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).
Описание игры: положить несколько фигур в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Попросить достать большой круглый шар или маленький квадрат. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета фигура.
- Дидактическая игра: «Узнай фигуру»
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.
Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.
Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.
Игры на развитие восприятия размера
Дидактическая игра: «Разложи по размеру»
Цель: учить соотносить предметы по величине.
Описание игры: По просьбе педагога нужно разложить по размеру натуральные предметы: чашки, ведёрки и др.; предметы вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Даётся контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чём может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
Развивающие игры с пуговицами
Игры с пуговицами отлично развивают:
- мелкую моторику и тактильное восприятие;
- зрительно-моторную координацию;
- точность движений и внимание;
- математическое мышление (ребёнок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);
- эмоциональное и творческое развитие.
1. Высыпьте перед ребёнком горку самых различных пуговиц: разной фактуры, размера и цвета. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.
2. Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите её в своей руке и спросите: «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребёнок угадает, где спрятана пуговка.
3. Подготовьте или лучше сшейте красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребёнок достаёт из «волшебного» мешочка по одной пуговице и при этом расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
4. Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки (большую и маленькую): в большую коробочку он будет собирать большие пуговицы, соответственно в другую - маленькие.
5. Пуговичная мозаика. С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность.
6. Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше.
Игра «Забавная змейка»
Цель: стимулирование тактильных рецепторов.
Материал: пуговицы с крупными дырочками и шнурок.
Описание игры: предложить ребенку нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Игра «Больше - меньше»
Цель: учить ребенка различать предметы по размеру.
Материал: прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера.
Описание игры: сделать в банке три отверстия: маленькую, среднюю и большую. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое.
Итак, сегодня мы познакомились лишь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....
Мастер-класс для родителей по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Показать различные виды дидактических игр....
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:...
Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Родительское собрание в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...
Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Мастер-класс для родителей«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр
Как известно, период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития детей. И успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительно...
Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....