Достижения, характерные для данного возрастного этапа развития ребенка (0-1 года)
консультация

Зачёсова Ольга Викторовна

Достижения, характерные для данного возрастного этапа развития ребенка (0-1 года)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижения, характерные для данного возрастного этапа развития ребенка (0-1 года)

Достижения детей от ноля до одного года

Развитие движений и моторики

1 месяц - хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца - сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.

3 месяца - удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот.

4 месяца - ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы.

5 месяцев - противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев.

6-7 месяцев - ребенок размахивает захваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., движение пальцев дифференцируются.

8-9 месяцев - берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.

10-11 месяцев - манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком).

Развитие речи:

Уже в комплексе оживления проявляется особый интерес ребенка на обращенную к нему речь взрослого.

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. 

Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. 

К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов сходных по звучанию со словами взрослой речи. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Достижения детей одного года

Физические способности. Как правило, к своей первой годовщине, ребенок уже может:

  • быстро ползать;
  • уверенно стоять на ножках;
  • ходить с поддержкой или без нее;
  • сидеть без опоры, на корточках;
  • вставать на ноги с любого положения;
  • брать в руки одновременно несколько предметов;
  • собирать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
  • забираться на стулья или диваны;
  • строить башни из кубиков, собирать пирамидки.

Все полученные к году навыки еще недостаточно отточены, а жажда познания окружающего мира у малышей очень велика. Не стоит им запрещать изучать пространство, но и оставлять без присмотра маленького исследователя не рекомендуется. Ведь карабкаясь на диван, пытаясь самостоятельно забраться на лестницу, пробуя пуговицу на вкус, хлопая дверцами шкафа или желая познакомиться поближе с розеткой, непоседа рискует получить серьезную травму.  

Бытовые навыки. Годовалый малыш с каждым днем становится самостоятельнее. Пусть он еще часто роняет ложку или проносит ее мимо рта, главное — он старается делать это сам. Ребенок уже умеет пить из чашки, держа ее двумя руками, откусывать и пережевывать твердую пищу (печенье, хлеб, фрукты), а кроме того, способен:

  • помыть руки, лицо под краном и вытереться полотенцем;
  • пользоваться горшком самостоятельно или проситься в туалет;
  • подставлять ноги и руки в процессе одевания;
  • надеть шапку или стянуть штаны;
  • собирать в ящик, по просьбе взрослых, игрушки

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором бытовых навыков. Для их усвоения важен личный пример взрослых, ведь маленькие дети с удовольствием копируют действия родителей. Обучая малышей, важно дать им больше самостоятельности, проявлять терпение и выдержку. Если любимое чадо в этом возрасте не может правильно держать ложку, не умеет мыть руки или вытираться, в первую очередь ищите причину в своем поведении. Ведь не секрет, что многие взрослые всегда торопятся и предпочитают все сделать сами, не давая ребенку шанса научиться.  

Психические достижения. То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.  

Ребенок в 1,5 года или даже раньше начинает:

  • улыбаться;
  • отзываться на свое имя;
  • эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
  • узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
  • с интересом реагировать на новые игрушки;
  • подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
  • понимать речь родителей, запрет;
  • показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
  • ритмично двигаться под музыку;
  • выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
  • радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.

Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия. 

Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов. 

4. Какие признаки указывают на то, что речь ребенка развивается нормально для его возраста? 

Речь является чрезвычайно важным аспектом в развитии ребенка. Поэтому родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора обращаться за помощью к специалисту.

В норме у здорового ребенка в 1,5−2 месяца появляется гуление (произнесение гласных).

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма- ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Это период появления лепета.

К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы развития ребенка от 1 года до 3 лет

Этапы развития ребенка от 1 года до 3 лет...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития ребенка на 5-ом году жизни»

Возраст 5 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, ког...

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Памятка для родителей о возрастных нормах развития ребёнка на первом году жизни....

Возрастные этапы развития речи ребенка

Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста...

Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам (критерии результативности)

Описаны возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам....

«Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 года».

Родительское собрание на тему: «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 года»....

Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 года.

Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 года....