Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам (критерии результативности)
материал по психологии (средняя группа)

Дмитриева Ева Павловна

Описаны возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 5 годам (критерии результативности)

Восприятие

Эмоциональных состояний

Радость, грусть, гнев, удивление, испуг

Узнавание, называние, соотнесение

Звука

Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка

Узнавание, описание (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание

Запаха

Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный

Узнавание, описание (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)

Вкуса

Сладкий, горький, кислый, соленый

Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как…)

Свойства предметов

Тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый.

По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)

Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание

Пространства

Высоко – низко, слева – справа, впереди – сзади

Определение места нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте

Времени

Утро, вечер, день, ночь.

Вчера, сегодня, завтра

Соотнесение события со временем его происшествия

Память

Внимание

Мышление

Воображение

Зрительная: 5 предметов.

Слуховая образная: 4–5 звуков.

Слуховая вербальная: 5 слов.

Тактильная: 4-5 предметов.

Объем — 5 предметов.

Устойчивость — 15–20 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Анализ

  • Описание предмета по известным признакам.
  • Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
  • Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.

Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.

Обобщение

  • на основе изученных свойств;
  • по материалу;
  • по эмоциональному состоянию;
  • времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

Сериация

  • по цвету — 4 оттенка;
  • по величине — 5 предметов;
  • по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
  • по свойствам — 3 предмета.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.

Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.

Эмоциональная сфера

  • Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
  • Умение рассказать о своем настроении.
  • Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
  • Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.

Коммуникативная сфера

  • Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
  • Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Волевая сфера

  • Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Возрастные нормы психического развития детей 7 лет

Данный материал будет интересен  родителям  детей подготовительной группы, раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к обучению в школе....

Возрастные нормы психического развития детей 2-3 лет

Уважаемые родители и коллеги! Вашему вниманию хочу предоставить буклет на тему "Возрастные нормы психического развития детей 2-3 лет", в котором подробно описаны нормы психического развития, а так же ...

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения....

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах раз...

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития ...

Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет

     Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных ...