Дома играйте – речь развивайте
материал (подготовительная группа)

Чегодаева Елена Анатольевна

Дома играйте – речь развивайте

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»

 

Воспитатели

группы компенсирующей

 направленности №1

 

 

 

 

 

«Подбери признак»

 Взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

 Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

 Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

 Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

 Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

 Туфли (какие?) – осенние, красивые…

 Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

 Рубашка (какая?) - белая, праздничная…

. Шуба (какая?) - меховая, теплая…

«Придумай слово»

Составление словосочетаний. Взрослый говорит ребенку, что можно придумывать из одного слова другие слова, но очень на него похожие. Например, можно сказать бутылка из-под молока, а можно - молочная бутылка. Далее взрослый называет слова, а ребёнок пытается образовать от них новые конструкции. Примерный лексический материал: кисель из клюквы - клюквенный кисель;

 суп из овощей - овощной суп;

 переход для пешеходов - пешеходный переход;

 шкаф для книг - книжный шкаф;

 варенье из брусники - брусничное варенье;

 ваза для сахара – сахарница.

 рыбу ловит – рыболов;

 листья падают - листопад;

 пчёл разводит - пчеловод;

землю копает - землекоп;

сам катается - самокат;

ходит пешком - пешеход;

сам сваливает грузы - самосвал;

 лес рубит - лесоруб;

 возит с помощью пара - паровоз;

трубы чистит - трубочист;

сам летает - самолёт.

«Какое что бывает?»

 Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.

- Что бывает длинным? (коротким)

 - Что бывает широким (узким)?

- Что бывает круглым (квадратным)?

 В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

«Кто это?» «Кто что делает?» «Для кого предмет?»

 знакомимся с профессиями Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки. Например, этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

 4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Найди противоположное слово»

В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

Ну и конечно играйте в речевые игры:

 «У кого – кто» У кошки – котенок, котята.

 У собаки – щенок, щенята

 У свиньи – поросенок, поросята.

 У коровы – теленок, телята

 У лошади - жеребенок, жеребята

. У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята.

 У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята.

 У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата.

 У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата.

 У льва - львенок, львята

«Кто как голос подает»

Корова – мычит (му-у). Собака – лает (гав-гав). Свинья – хрюкает (хрю-хрю) Лошадь – ржет (иго-го). Овца – блеет (бе-е). Кошка – мяукает (мяу) Лягушка – квакает. Курица – кудахчет. Утка – крякает. Жук – жужжит Волк – воет. Воробей – чирикает. Ворона – каркает. Тигр - рычит Петух – кукарекает. Кукушка – кукует.

 

 

 

image

 

 

 

 

«Назови ласково»

 кошка – кошечка, цветок – цветочек, собака – собачка, звонок - звоночек лошадь – лошадка, листок- листочек, овца – овечка, корабль - кораблик коза – козочка, самолет – самолетик, стул – стульчик, звезда - звездочка стол – столик, сын – сыночек, кровать- кроватка, мама - мамочка «Чей хвост» Корова – коровий, Заяц – заячий, Овца – овечий, Лошадь – лошадиный, Кошка – кошачий Коза – козий, Поросенок – поросячий, Еж – ежиный, Белка – беличий, Волк – волчий Лиса – лисий, Ворона – вороний. Собака – собачий. «Назови семью» Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок; Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок; Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок; Еж – ежиха – ежонок; Лис – лиса – лисенок; Заяц – зайчиха – зайчонок; Слон – слониха – слоненок; Конь – лошадь – жеребенок; Петух – курица – цыпленок

«Кто, где живет?»

 Лиса живет в норе. Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в … логове. Белка живет в …дупле. Муравей – в муравейнике. Птица – в гнезде. Акула – в море. Собака - в конуре. Курица - в курятнике. Конь – в конюшне. Пчелы – в улье. Щука – в реке. «Большой – маленький»: Огурец – огурчик. Помидор – помидорчик. Горох – горошек. Лук – лучок Тыква – тыковка. Морковь – морковка. Капуста – капусточка Арбуз – арбузик. Дыня – дынька. Яблоко _______– яблочко Лимон – лимончик. Апельсин – апельсинчик «Один - много» Один шарф – много… шарфов, Одна шапка – много…шапок Одни перчатки – много …перчаток, Один носок – много…носков Одна куртка – много…курток, Одно платье – много … платьев Один костюм – много…костюмов, Одна шляпа – много … шляп.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon buklet.pdf125.12 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С ребенком дома играем-речь развиваем.

Развитие речи детей, необходимой для обучения в школе можно достигнуть лишь во взаимодействии детского сада и семьи....

Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»

Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»Уважаемые родители! Предлагаем Вам игры, в которые можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда ...

Дома играем- речь развиваем!

Представлены игры и упражнения, способствующие развитию речи у ребенка....

Интересные и полезные рекомендации для родителей "Дома играем - речь развиваем"

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, чётко произносить звуки, сло...

Буклет для родителей "Дома играем - речь развиваем!"

В буклете для родителей подобран комплекс игр на развитие лексико-грамматической стороны речи, а также внимания, памяти, воображения. В данные речевые игры родители могут играть со своим ребенком в до...

Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»

Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...