Дома играйте – речь развивайте
материал (подготовительная группа)
Дома играйте – речь развивайте
МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»
Воспитатели
группы компенсирующей
направленности №1
«Подбери признак»
Взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная…
. Шуба (какая?) - меховая, теплая…
«Придумай слово»
Составление словосочетаний. Взрослый говорит ребенку, что можно придумывать из одного слова другие слова, но очень на него похожие. Например, можно сказать бутылка из-под молока, а можно - молочная бутылка. Далее взрослый называет слова, а ребёнок пытается образовать от них новые конструкции. Примерный лексический материал: кисель из клюквы - клюквенный кисель;
суп из овощей - овощной суп;
переход для пешеходов - пешеходный переход;
шкаф для книг - книжный шкаф;
варенье из брусники - брусничное варенье;
ваза для сахара – сахарница.
рыбу ловит – рыболов;
листья падают - листопад;
пчёл разводит - пчеловод;
землю копает - землекоп;
сам катается - самокат;
ходит пешком - пешеход;
сам сваливает грузы - самосвал;
лес рубит - лесоруб;
возит с помощью пара - паровоз;
трубы чистит - трубочист;
сам летает - самолёт.
«Какое что бывает?»
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры: - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
«Кто это?» «Кто что делает?» «Для кого предмет?»
знакомимся с профессиями Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например, этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
«Найди противоположное слово»
В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова. Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
Ну и конечно играйте в речевые игры:
«У кого – кто» У кошки – котенок, котята.
У собаки – щенок, щенята
У свиньи – поросенок, поросята.
У коровы – теленок, телята
У лошади - жеребенок, жеребята
. У овцы – ягненок, ягнята
У тигра – тигренок, тигрята.
У лисы – лисенок, лисята
У козы – козленок, козлята.
У медведя – медвежонок, медвежата
У волка – волчонок, волчата.
У зайца – зайчонок, зайчата
У ежа – ежонок, ежата.
У льва - львенок, львята
«Кто как голос подает»
Корова – мычит (му-у). Собака – лает (гав-гав). Свинья – хрюкает (хрю-хрю) Лошадь – ржет (иго-го). Овца – блеет (бе-е). Кошка – мяукает (мяу) Лягушка – квакает. Курица – кудахчет. Утка – крякает. Жук – жужжит Волк – воет. Воробей – чирикает. Ворона – каркает. Тигр - рычит Петух – кукарекает. Кукушка – кукует.
«Назови ласково»
кошка – кошечка, цветок – цветочек, собака – собачка, звонок - звоночек лошадь – лошадка, листок- листочек, овца – овечка, корабль - кораблик коза – козочка, самолет – самолетик, стул – стульчик, звезда - звездочка стол – столик, сын – сыночек, кровать- кроватка, мама - мамочка «Чей хвост» Корова – коровий, Заяц – заячий, Овца – овечий, Лошадь – лошадиный, Кошка – кошачий Коза – козий, Поросенок – поросячий, Еж – ежиный, Белка – беличий, Волк – волчий Лиса – лисий, Ворона – вороний. Собака – собачий. «Назови семью» Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок; Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок; Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок; Еж – ежиха – ежонок; Лис – лиса – лисенок; Заяц – зайчиха – зайчонок; Слон – слониха – слоненок; Конь – лошадь – жеребенок; Петух – курица – цыпленок
«Кто, где живет?»
Лиса живет в норе. Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в … логове. Белка живет в …дупле. Муравей – в муравейнике. Птица – в гнезде. Акула – в море. Собака - в конуре. Курица - в курятнике. Конь – в конюшне. Пчелы – в улье. Щука – в реке. «Большой – маленький»: Огурец – огурчик. Помидор – помидорчик. Горох – горошек. Лук – лучок Тыква – тыковка. Морковь – морковка. Капуста – капусточка Арбуз – арбузик. Дыня – дынька. Яблоко _______– яблочко Лимон – лимончик. Апельсин – апельсинчик «Один - много» Один шарф – много… шарфов, Одна шапка – много…шапок Одни перчатки – много …перчаток, Один носок – много…носков Одна куртка – много…курток, Одно платье – много … платьев Один костюм – много…костюмов, Одна шляпа – много … шляп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.pdf | 125.12 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С ребенком дома играем-речь развиваем.
Развитие речи детей, необходимой для обучения в школе можно достигнуть лишь во взаимодействии детского сада и семьи....
Рекомендация для родителей «Дома играем — речь развиваем»
игры для развития речи...
Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»
Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»Уважаемые родители! Предлагаем Вам игры, в которые можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда ...
Дома играем- речь развиваем!
Представлены игры и упражнения, способствующие развитию речи у ребенка....
Интересные и полезные рекомендации для родителей "Дома играем - речь развиваем"
В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, чётко произносить звуки, сло...
Буклет для родителей "Дома играем - речь развиваем!"
В буклете для родителей подобран комплекс игр на развитие лексико-грамматической стороны речи, а также внимания, памяти, воображения. В данные речевые игры родители могут играть со своим ребенком в до...
Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»
Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...