Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»
материал по развитию речи (средняя, старшая группа)

Муравлёва Надежда Геннадьевна

Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doma_igraem_rech_razvivaem.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»

Цель: Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста и научить родителей играть в речевые игры с ребенком.

Задачи:

1. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.

2. Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.

3. Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.

 Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мастер-класса:

I этап. Вступительное слово.

 Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе: «Дома играем – речь развиваем».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как сейчас. Статистика неумолима: процент плохо говорящих детей растет, поэтому сегодня мы поговорим о том, как в домашних условиях можно помочь ребенку овладеть речью с помощью речевых игр.

 II этап. Теоретическая часть:

Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно, чтобы взрослые общались с ребёнком как можно чаще, в разговоре следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • формирование грамматического строя речи,
  • обогащение и активизация словаря,
  • развитие связной речи.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

III этап. Практическая часть:

Игры - упражнения на развитие речевого дыхания помогут выработать у ребенка правильное звукообразование.

Воздушный шарик. Дайте ребенку шарик и попросите надуть его.

Карандашик. Положить на стол карандаш со словами: «А хочешь я тебя научу, как сделать карандаш волшебным? Дуй на него сильно-сильно».

Кораблик. Налейте в тазик воды, сделайте бумажный кораблик и с удовольствием играйте, запуская его по волнам. Ребенок должен привести кораблик в движение, дуя на него.

Надувание мыльных пузырей.

Ветродуйчики, которые начинают крутиться от движения воздуха.

Это самые простые игры, и как только ребенок их освоит, нужно переходить к более сложным.

Пойте вместе гласные звуки: а, о, у, и, э, наматывая при этом веревочку на карандашик.

Учите тянуть некоторые согласные звуки: «Как поет комарик? С-с-с-с…». «Как жужжит муха? З-з-з-з…». И тому подобное со звуками ш, ж, ф, х.

Прекрасный вид речевого дыхания – игра на музыкальных инструментах типа дудочки. Пусть дуют себе на пользу!

Вы можете поиграть дома с ребенком в игры, которые служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую моторику.

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» (3-4 года)
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Ход:  Показать ребенку предметы поочередно и продемонстрировать, как они звучат. Затем предложить отгадать загадки. За ширмой действовать с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объяснить, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Дидактическая игра «Речецветик» (5 - 7 лет)

Цели: развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.

Ход игры:

I Вариант «День рождения»

В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например, козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].

II Вариант «В гостях»

В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.

III Вариант «Цепочка слов»

В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи

«Сплетем веночек»

Цель: формировать умение согласовывать существительное с числительным

Игровой материал: одуванчики.

Ход игры: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков». Аналогично можно собрать букет из других цветов.

Игра «Измени слово». 

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

Игра «Назови овощи ласково»
Цель: формировать умение детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: Бросьте ребенку мяч, называя овощ, а его попросите назвать уменьшительно-ласкательную форму слова.

помидор – помидорчик;

перец – перчик;

огурец – огурчик;

капуста – капусточка;

картошка – картошечка;
Примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми, начиная с 4-5 лет.

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то …»

«Если бы я стал невидимым …»

«Если весна не наступит никогда …»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель: развитие у детей воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 «Волшебный мешочек»

Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.

Ход игры:

Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.

Игра: «Что могут делать…?

Цель: обогащать речь ребенка глаголами, содействовать развитию связной речи.

Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…

Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Игра: «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

 Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики). Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя

 Игра «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).

Игра «Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). Назови животных и их детенышей. Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

Игра «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия

Возьмите два предмета, которые есть у вас под рукой. Это могут быть палочки, камушки, расческа и зеркальце, небольшие картинки – все что угодно. Если есть ручка или фломастер, нарисуйте на них глазки и ротик. Начните разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее.

IV этап Подведение итогов.

Надеемся, что наши игры не оставят вас равнодушными и вызовут желание поиграть со своим ребенком. 

Рекомендуем вам, уважаемые родители, создать дома развивающую речевую среду:

  • привязать речевые мини-занятия к бытовым делам: готовите обед – разыграйте сценку между вилкой и ложкой. Смех малыша вам обеспечен, а через некоторое время вы увидите, что и он сам сможет устроить диалог между двумя совершенно не подходящими для этого предметами;
  • создать в семье речевые традиции: утром загадка от мамы малышу, а вечером загадка от малыша папе; утром по дороге в садик – обсуждение планов на вечер; вечером по дороге из садика – обмен впечатлениями о том, как прошел день; идете с ребенком в магазин – постарайтесь найти что-нибудь необычное и спросите ребенка, как такое могло произойти; семейный театр по выходным и прочее. Вариантов таких традиций можно придумать множество, выберите то, что вам удобно и вызывает положительные эмоции;
  • читать ребенку осознанно: периодически останавливайтесь и обсуждайте с ребенком иллюстрации, главных героев и их поступки.

Итак, надеемся, что мастер- класс поможет вам в обучении детей умению красиво говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»...

Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»

Рекомендации для родителей «Дома играем — речь развиваем»Уважаемые родители! Предлагаем Вам игры, в которые можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда ...

Интересные и полезные рекомендации для родителей "Дома играем - речь развиваем"

В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, чётко произносить звуки, сло...

Буклет для родителей "Дома играем - речь развиваем!"

В буклете для родителей подобран комплекс игр на развитие лексико-грамматической стороны речи, а также внимания, памяти, воображения. В данные речевые игры родители могут играть со своим ребенком в до...

Буклет для родителей "Дома играем речь развиваем"

Важную роль в речевом развитии ребенка занимают  игры. С помощью обучающих  игр у детей развивается речевой слух, вырабатывается  умение правильно произносить звуки, слова,  усваив...

Мастер-класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем для детей младшего дошкольного возраста»

Цель: помочь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста....