Развитие произвольности у старших дошкольников
консультация (подготовительная группа)
Важным критерием готовности
ребенка к обучению в школе
является сформированность
произвольного поведения. Что же
такое произвольность?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 95.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие произвольности у старших дошкольников
Важным критерием готовности
ребенка к обучению в школе
является сформированность
произвольного поведения. Что же
такое произвольность?
Это умение контролировать свои действия,
слушать и слушаться, выполнять
какой-либо вид деятельности в
течение определенного времени,
выполнять задания по предложенной
инструкции или по образцу.
Развитие произвольности - сложный процесс, который требует обязательного формирования у дошкольника целой системы осознанной саморегуляции (способности концентрироваться на цели деятельности, составлять программу действий, понимать значимые условия деятельности, уметь видеть свои ошибки и исправлять их в процессе работы и после нее).
Развитие произвольности поведения тесно связано с формированием регулятивной функции детской психики. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. А волевые процессы выполняют регулятивную роль, которая проявляется как в активизации, так и в торможении деятельности ребенка. У старшего дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Например, надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т.п. - это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, долго смотреть телевизор, громко разговаривать и т. п. - эти словесные воздействия направлены на торможение активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит развитие дисциплинированности и ответственности: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте -
выучишь уроки)».
К шести годам у детей формируются компоненты воли, но они еще недостаточно развиты. Обозначаемые ребенком цели не всегда осознаются им и становятся устойчивыми. Осознание и удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Мы, родители, можем помочь ребенку в формировании целеполагания и в достижении поставленных задач. Для этого необходимо воспитывать стремление к получению результата в привычных для дошкольников занятиях: творчестве, играх, конструировании, трудовых поручениях и т.п. Умение организовать свое рабочее место, поддерживать на нем порядок, своевременно начинать и заканчивать работу, убирать за собой игрушки, посуду после еды, одежду - важные навыки, которые необходимо сформировать у ребенка к началу школьного обучения.
Посредником в развитии произвольности всегда является взрослый
человек: он направляет ребенка, учит контролировать свое поведение,
оценивать свою деятельность. Многие дети, став первоклассниками, не
могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до
конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения
ножницами, спортивным инвентарем и т.д. В этом случае недостаточна
концентрация внимания, и мы, родители, часто совершаем ошибку,
позволяя ребенку остановиться на половине пути: знает - и ладно, красиво
делать научится потом. Необходимо сразу ориентировать ребенка на
выполнение любого задания полностью и правильно, будь то чтение,
письмо, конструирование, или художественный труд. Нужно приучать
ребенка задумываться о результате деятельности (не быстрее разделаться,
дописать, дочитать, добежать и все забыть). Родители нередко
утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы,
когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу
получаемых отметок: не важно, что ему ставят; главное - что ему
интересно и что он старается, делает, как может, - этого достаточно.
Следует нацеливать ребенка на стремление к хорошему результату: не
просто «как может», а так хорошо, насколько он способен, ориентировать
на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное
совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых
дней пребывания в школе. На ошибки ребенка лучше указывать не прямо.
При наличии ошибок лучше попросить ребенка самому найти их - это
первая форма самоконтроля.
Для совершенствования произвольной саморегуляции у старших
дошкольников очень эффективны конструктивные игры.
Конструирование «по образцу» помогает концентрироваться на обозначенной цели, прилагать усилия и затрачивать определенное время на «копирование» предложенного образца. Со старшими дошкольниками необходимо постепенно усложнять задания по конструированию: вместо образца рисунок, план, замысел.
Очень полезным занятием для формирования умения внимательно слушать и четко выполнять инструкции взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, является написание графических диктантов.
Такие задания вызывают у детей устойчивый интерес, к тому же помогают им ориентироваться в пространстве.
Предлагаем вам варианты игр и упражнений со старшими
дошкольниками, способствующие формированию произвольности.
«Лабиринт»
Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты.
Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из
каждого лабиринта.
«Раскрась фигуры»
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими
фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них.
Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время
не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность,
работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.
Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
«Найди отличия»
Предложите ребенку взглянуть на картинки, где изображены,
например, два жирафа (два гнома, два котенка, две рыбки). На первый
взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно
увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия.
Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и
попросить ребенка найти несоответствия.
«Топ - хлоп»
Ведущий произносит фразы - понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное - топают.
Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона -
перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы -
понятия.
Упражнения на распределение внимания направлены на выработку у
ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
#1056;ебенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки,
которыми взрослый сопровождает рисование.
2. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками:
левой - кружки, правой - треугольник». В конце подсчитывается
количество нарисованных треугольников и кружков. При этом
треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и
круги с «углами». Задача ребенка - нарисовать как можно больше
«правильных» треугольников и кругов.
Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это
могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись
слов и прослушивание отрывка стихотворения и т.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР. Подборка литературы по данной теме. ...
Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"
Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"...
Развитие произвольности поведения старших дошкольников
Развитие произвольности поведения – одна из центральных линий развития ребенка. Что же входит в понятие «произвольное поведение»? Под произвольным поведением нужно понимать пов...
Доклад к презентации "Развитие произвольной деятельности старших дошкольников с ОНР посредством ознакомления с языком элементарного программирования"
Опыт работы , представленный в докладе может использоваться воспитателями групп старшего дошкольного возраста для ознакомления с роботом Bee-Bot....
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....
Картотека игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
laquo;Выкладывание из палочек»Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.Оборудование: счетные палочки, образец узора.Описание. Задача ребенка – по образцу выложить узор из па...