Доклад к презентации "Развитие произвольной деятельности старших дошкольников с ОНР посредством ознакомления с языком элементарного программирования"
методическая разработка по информатике (старшая группа)

Березина Ольга Николаевна

Опыт работы , представленный в докладе может использоваться воспитателями групп старшего дошкольного возраста для ознакомления с роботом Bee-Bot.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_original.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Тема опыта  «Развитие произвольной деятельности старших дошкольников с ОНР посредством ознакомления с языком элементарного программирования».

2 слайд

Популярность робототехники среди дошкольников с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное мышление, логику, учиться работать в команде. Робототехника вовлекает ребенка в мир творчества, дает стимул для получения новых знаний. Она позволяет детям мыслить творчески, анализировать. С помощью изучения языка программирования обучаемые развивают свои когнитивные компетенции до высокого уровня. Использование мини-роботов дает возможность воспитанникам манипулировать осязаемыми объектами и экспериментировать с ними в реальных ситуациях. Программируемый робот представляет собой новый объект в окружающей среде ребенка. Он сохраняет в памяти серию команд и последовательно их выполняет. Он может также позволить ребенку исследовать пространство посредством информационных технологий.

Наш Bee-Bot – это робот, обладающий простой формой, которая является идеальной отправной точкой в обучении дошкольников ориентировке в пространстве, самоконтролю и программированию.

 Роботы Bee-Bot прекрасно подходят для применения в детском саду, могут использоваться с 4-5 лет до средней школы, т.к. способны запоминать до сорока команд. Умная пчелка популярна и любима детьми за простое управление и яркий дизайн, получила несколько значимых премий и используется в образовании США с 2005 года. Этот яркий, красочный, простой в эксплуатации, и дружелюбный маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения!

Преимущества роботов  Bee-Bot:

  • Прочный и компактный дизайн.
  • Четкие и яркие кнопки.
  • Безопасен в использовании.
  • Простое и понятное программирование, не связанное с использованием компьютера.
  • Память до 40 шагов.
  • Точные перемещения шагом  в 15 см, и поворотом в 90°.
  • Звуки и сверкающие глаза, подтверждающие исполнение ваших инструкций.
  • Простая зарядка через USB кабель или через сетевой адаптер.

3 слайд

В процессе игры с умной пчелой у детей развивается логическое мышление, умение составлять алгоритмы, умение считать, развивается мелкая моторика, коммуникативные навыки, умение работать в группе. Создавая программы для робота Bee-Bot, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве.

Эти задачи являются особенно актуальными для детей 6-7ми летнего возраста с общим недоразвитие речи.

Дети нашей группы испытывают затруднения:

  • в формировании пространственных представлений и ориентаций на плоскости
  • в удержании инструкций
  • в составлении алгоритмов
  • затруднения в общении, умении договариваться
  • в комментировании своих действий словами, затруднения в объяснительной монологической речи.

4 слайд

Для путешествия умной пчелки разработаны специальные игровые поля – коврики. Каждый коврик представляет собой игровое поле, разделенное на квадраты 15*15 см, что соответствует одному шагу робота.

Коврик («Ферма»). Знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур

Коврик («Остров сокровищ»). Этот коврик выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Город». Для составления несложных программ для мини-робота с использованием дорожных знаков.

Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля». 

В дальнейшем ассортимент создаваемых игровых полей-ковриков регулярно будет пополняться, в зависимости от целей и задач педагога, от деятельности или интересов детей.

У вас будет возможность рассмотреть коврики поближе.

5 слайд

Сначала я сама познакомилась с этим забавным роботом и поняла, что при работе с игровыми полями у детей возникнут трудности. Поэтому были разработаны небольшие ознакомительные поля, которые должны были помочь детям научиться прокладывать маршрут пчелки (программировать ее).

6 слайд

Первое знакомство было проведено со всей группой сразу. Мы рассмотрели «Умную пчелку», познакомились с кнопочками на ее спинке. Дети попробовали поиграть с ней. Движущаяся пчелка, которая подмигивает глазками после выполнения задания, вызвала восторг у детей.

 Я предложила провести пчелку по стрелочкам. Объяснила и показала, как она будет передвигаться по дорожке. И тут возникли первые трудности. Многим детям не удавалось запрограммировать маршрут, не смотря на подсказки в виде стрелочек.

7-8 слайд

Далее занятия проводились небольшими подгруппами. Предлагала детям с помощью других игрушек двигаться так, как передвигается пчелка, чтобы потом запрограммировать пройденный уже маршрут.

9 слайд

Следующим усложнением в моей работе было введение еще одной пчелки. Детям нужно было ясно и четко мыслить и рассуждать, выстраивать маршрут так, чтобы пчелки не столкнулись. Возникали споры, но дети пытались убедить других в своей правоте. При необходимости опять использовались игрушки – заместители для пробного прохождения маршрута.

10 слайд

Затем мы познакомились с ярким игровым полем «Сказка», рассмотрели его и пробовали программировать маршрут по нему. В процессе этой занимательной деятельности выстраивался интересный игровой сюжет.

11 слайд

Дети проявили инициативу. В какой-то момент даже придумали построить «воротики» и «домик» для жука из строителя. При этом нужно было учитывать ряд условий: выполнить постройки так, чтобы они вписались в сюжет игрового поля и оказались подходящими по размеру. Пчелка свободно проезжала под воротами и заезжала в домик.

 12 слайд

Не всем детям удавалось правильно задать маршрут, поэтому я решила помочь детям освоить азы программирования с помощью графических схем. В нашей группе мы часто проводим графические диктанты. Дети выполняют их под диктовку или самостоятельно по схемам.

13 слайд

Для коврика «Домики животных» были подготовлены графические карточки с алгоритмом движения пчелки.

14 слайд

По замыслу игровой ситуации, пройдя маршрут по заданному алгоритму, пчелка должна была попасть в гости к определенному персонажу. Сначала ребенок читал алгоритм, предполагал ходы и называл к какому животному придет пчелка в гости.

15 слайд

После запуска пчелки, дети с трепетом наблюдали за передвижением робота и радовались, когда маршрут был угадан.

16 слайд

На следующем этапе я предложила детям самостоятельно придумать маршрут движения пчелы, и записать его графически на карточке. Ребята в игровой занимательной форме учились работать в малой группе, самостоятельно создавать алгоритм движения, договариваться каким он будет. Один участник записывал этот алгоритм, а второй – проверял, задавая написанную программу пчелке.

17 слайд

Во время тематической недели «Домашние животные» мы с детьми начали осваивать игровой коврик «Ферма» - он знакомит с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур. Этот коврик более сложный, на нем можно придумать больше маршрутов, от простых до очень длительных и сложных, с множеством поворотов. Помогали нам игрушки-заместители. Игры с роботом и тематическими ковриками помогают закреплять знания по лексическим темам, расширять словарный запас, поддерживать интерес к теме.

18 слайд

Перспектива:

  • освоение коврика «Остров сокровищ»
  • изготовление вместе с детьми новых ковриков по лексическим темам
  • изготовление звуковых карточек с детьми
  • использование маршрутов по условию
  • увеличение количества роботов.

19 слайд

Существует компьютерная игра с виртуальным путешествием пчелки. В перспективе мы планируем ознакомиться с данным ресурсом и использовать его на нашей интерактивной сенсорной панели.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение мультимедийных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха. Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

Развитие пространственных представлений и умения ориентироваться на плоскости у старших дошкольников с ОНР посредством ознакомления с языком элементарного программирования

Представлен опыт работы с детьми 5-7 лет с ОНР по развитию пространственных представлений с использованием робота Bee-Bot....

проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

Доклад "Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников"

Педагогический совет. Протокол № 2 Тема: «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как в условиях повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС.»...

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей «Путешествие в мир профессий»

Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей«Путешествие в мир профессий»...