Картотека игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
«Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Описание. Задача ребенка – по образцу выложить узор из палочекразными способами.
Инструкция: «Посмотри внимательно, что изображено на этом рисунке.Используя палочки, выложи такой же узор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие произвольного внимания
старших дошкольников
«Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.
Оборудование: счетные палочки, образец узора.
Описание. Задача ребенка – по образцу выложить узор из палочекразными способами.
Инструкция: «Посмотри внимательно, что изображено на этом рисунке.Используя палочки, выложи такой же узор».
«Что где лежит?»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, стеллаж и вырезанные фигуры.
Описание. Ребенок должен распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур следующим образом:
- на отдельном бланке изображенстеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны ираскладываются ребенком на полки стеллажа относительнопредложенных эталонов фигур;
- стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнитьзадание, не манипулируя предметами и объяснитьсвои действия.
Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: квадрат,прямоугольник, круг,треугольник, еще один прямоугольник, овал. Вырезанные предметы нужноразложить на полки рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».
«Найди дорожку»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта.
Описание. Ребенку нужно пройти линию лабиринта.
Инструкция: «На этом рисунке изображен лабиринт. Тебе нужно пройти по этому лабиринту. Старайся при прохождении не выходить за контуры линии».
«Найди двух одинаковых животных»
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок, на котором изображены животные.
Описание. Задача ребенка – отыскать двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке нарисованы кролики, котята, цыплята. Тебе нужно найти двух одинаковых животных».
«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги.
Описание. Ребенок должен рассмотреть разные геометрические фигуры и запомнить их расположение. Через 10 секунд онпо памяти должен нарисовать их на бумаге.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Черезнекоторое время я уберу карточку, а ты по памяти нарисуй эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце»
«Слушай хлопки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Дети двигаются по кругу и принимают позы в зависимости от команды воспитателя: один хлопок –позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.
Инструкция: Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Вы должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста». Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки». Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу.
«Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаикипростой узор или силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображен узор или силуэт. Из мозаики нужно выложить точно такой же узор или силуэт, как на рисунке».
«Нанизывание бусинок»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус, бусинки, соответствующие образцу.
Описание. Ребенку нужно по образцу нанизать бусы.
Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисованы бусы. Давай попробуем собрать такие же. Я дам тебе бусинки и проволоку, а ты будешь нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
«Срисовывание по клеточкам»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.
Оборудование: лист бумаги в клетку, образец для рисования, карандаши.
Описание. Ребенку нужно по образцунарисовать фигуру на листе в клетку. Образец может состоять из разомкнутых фигур и из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на листе бумаги»
«Витрина магазина»
Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.
Описание. Ребенок должен найти коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.
Инструкция: «Как ты видишь, на картинке нарисована витрина магазина, а в нейв прозрачных коробках разного размералежат конфеты. Мама разрешила сыну выбрать любую коробку. Мальчик выбрал ту, в которой больше всего конфет. Помоги мальчику найти коробку с наибольшим количеством конфет и объясни свой выбор».
«Найди игрушку»
Цель: развитие устойчивости и объема внимания.
Оборудование: игрушки или предметы.
Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в группе, не называя ее при этом. Задача дошкольников – отгадать, о чем именно говорит воспитатель. Для этого онимогут задавать уточняющие вопросы.
Инструкция: «Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди игрушку». Я буду описывать какой-нибудьпредмет. В вы можете задавать мне любые вопросы о внешнем виде предмета, его форме, цвете, качествах и т.д. Например, я говорю: «Этоквадратныйпредмет, синего цвета, лежит на столе». Света задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Маленький». Коляспрашивает: «Его можно съесть?» Я отвечаю: «Нет, им можно только играть». Дима говорит: «Кубик». Это правильный ответ».
«Кого испугался охотник?»
Цель: развитие и устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением лесных зверей и охотника.
Описание. Перед ребенком лежит картинка, на которой изображен охотник в лесу. Задача дошкольника – найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Видишь, на нем изображен бегущий по лесу охотник. Как ты думаешь, кого он мог испугаться в этом лесу? Почему?»
«Кто внимательнее?»
Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.
Описание. Ребенок непродолжительное время рассматривает картинки с нарисованными звездами, после чего он должен ответить, где самое большее или меньшее количество предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее или самое большое количество предметов? Почему?».
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: две картинок с различиями.
Описание. Ребенку предлагаются:
- серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
- карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Тебе нужно быстро найти все имеющиеся отличия».
«Смешанный лес»
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: рисунок с изображением деревьев.
Описание. Ребенку надо отыскать на картинке замаскированные деревья (березу,сосну, самую маленькую елочку, рябину и т.д.).
Инструкция: «Ребята, посмотрите, на этой картинке спрятаны деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу. Начинайте искать».
«Строители»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, простой карандаш.
Описание. На листе с четырьмя рисунками содержатся элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три различаются между собой и образцом. Ребенок должен дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка стали похожи на образец.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни забыли дорисовать. Тебе нужно дорисовать недостающие детали к каждой башне таким образом, чтобы все четыре башни стали одинаковыми».
«Найди героев передачи»
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев мультфильма –Винни-Пух, Кролик, Сова, Пятачок, замаскированных в рисунке.
Ребенок должен найти каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки героев знакомого тебе мультфильма – Винни-Пуха, Кролика, Совы и Пятачка. Найди и обведи каждого из героев».
«Смотри на руки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Дети должны точно выполнить различные движения рук, показанные воспитателем.
Инструкция: «Ребята, я буду придумыватьи показывать движения для рук. Ваша задача, стоя друг за другом по кругу, начать двигаться под музыку. Вы внимательно следите, какие движения рук япоказывает, и повторяйте их за мной».
«Слушай команду»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание. Дети должны выполнять движения в соответствии с командами воспитателя, произнесенными шепотом.
Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Слушай команду». Вставайте по кругу друг за другом и двигайтесь шагом под музыку. Когда музыкаперестанет играть, вам нужно остановиться и внимательно меня слушать. Я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и вы все должны это сделать».
«Кто летает?»
Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание. Ребенок отвечает и выполняет движения в соответствии с указаниями воспитателя.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову того, кто умеет летать, например ворону, отвечайте: «Летает», и показывайте, как она это делает.А если я вас спрошу: «Дерево летает?», молчите и не поднимайте рук».
Список: аист, ящерица, кресло, стрекоза, комар, табуретка, овечка, колибри, вертолет, цветок, муравей, кастрюля, телевизор, муха, собака.
«Кого назвали, тот и лови!»
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: мяч.
Описание. Дети свободно передвигаются по площадке. Услышав свое имя, они должны подбежать, поймать мяч,бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». Пока у меня в руках мяч, вы можете бегать, прыгать, ходить. Как только я подброшу мяч вверх и назову чье-то имя, тот из вас как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом чье-то другое имя».
«Море волнуется»
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: на полу нарисованы круги по количеству играющих.
Описание. Дошкольники держатся за руки и ходят друг за другом, по команде водящего они разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, тот становится водящим.
Инструкция: «Ребята, каждому из вас надо занять круг. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!».Они выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется»
Советы для родителей по развитию
произвольного внимания ребенка
Уважаемые родители!
Внимание очень важный психологический процесс, так как оно влияет на эффективность дальнейшей учебной деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому внимание следует развивать и тренировать.
Так как в основе внимания лежит интерес, то чем интереснее и разнообразнее будут игры, которые предлагаются ребенку, тем эффективнее будет развиваться его произвольное внимание.
Можно использовать увлечения ребенка,привлекая внимание к другим процессам и явлениям.
Развивать внимание можно во время прогулки на свежем воздухе, поездке в зоопарк, походе на лыжах и т.д.
Не стоит заострять вниманиена неудачах ребенка, лучше обратить внимание на его успехи. С этой целью в семейном кругу, среди знакомых и родных демонстрируйте достижения ребенка, связанные с развитием внимания.
Интерес к развитию внимания подкрепляйте собственным примером и примерами из жизни других людей.
Не стоит ожидатьбыстрых результатов и подгонять ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по развитию произвольного внимания старших дошкольников с ЗПР. Подборка литературы по данной теме. ...
Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"
Публикация в книге "Развитие произвольного внимания старших дошкольников"...
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
Ритм современной жизни, огромный поток информации, обновление многообразных форм массовой культуры привели к наращиванию объема знаний, необходимых современному человеку. Изменения, происходящие в общ...
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников
Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольниковПодготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна Ритм современной жизни, огромный поток информации, обнов...