Консультация " Самостоятельность детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Гузель  Городовая

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам –из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка –мы стремимся сделать все за него сами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnost_4-5_let.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

​«Воспитание самостоятельности у детей 4 – 5 лет»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам –из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка –мы стремимся сделать все за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То есть,  не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже в том, чтоеще мало умеет. Воспитывать вребёнке самостоятельность – это сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности ‐ не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно.

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям средней группы:

*Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

*Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

*Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

*Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

* Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

*Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

* Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

К четырем годам ребенок также может:

— подметать или пылесосить полы;

— вытирать пыль с мебели;

— поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных

материалов (календарь, график);

— менять воду в поилке и кормить домашних животных;

— развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;

— в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;

— застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;

— насыпать в тарелку хлопья для завтрака;

— намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;

— взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;

— перемешивать салат;

— чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);

— собирать ягоды с кустов

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка очень важна для будущего формирования личности.

Когда ребёнок-школьник уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель, это уже проблема. Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него?

Рассмотрим основные неправильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:

Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом, родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так, что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно.

Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит, в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно «вылезает боком» в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность. Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка.

Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле «кто в лес кто по дрова» и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно.

Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормитьодеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам безразличны успехи ребенка в обучении, а завтра ваш ребёнок не хочет учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно, при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор, пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей, безусловно, есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..

Вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию

самостоятельности у детей. При таком «воспитании» ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно, в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами «дай-подай».

А вот один из главных правильных методов воспитания самостоятельности – это: Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно, поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком жёстко, будьте мягче, иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду вообще. Если итог вышел не очень, то не концентрируйте внимание на результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался, когда помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании самостоятельности у ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация на тему:"Организация игровой самостоятельности детей"

Организация игровой самостоятельности детейВ исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ве...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Формирование самостоятельности детей 4-5 лет"

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем бол...

Консультация для родителей "Самостоятельность детей"

Данный материал создан для родителей воспитанников моей группы среднего возраста и затрагивает важные аспекты воспитания самостоятельности в детях.  Ведь зачастую многие родители и шагу самостоят...

Консультация для родителей: "О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста".

В материале говорится о том, как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности....

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

Консультация. НАВЫКИ РОДИТЕЛЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

НАВЫКИ РОДИТЕЛЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙНАВЫК №1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать задачу вместе, а не вместо ребенка.НАВЫК №2. Родители самостоятельных детей задают вопросы...