Консультация для родителей "Знакомство с культурой русского языка"
консультация (подготовительная группа)
Консультация разработана по плану самообразования на ноябрь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_znakomstvo_s_kulturoy_russkogo_yazyka.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Знакомство с культурой русского языка»
Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. Весь курс обучения русскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
Занятия по обучению русскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду и активно содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания дошкольников. По окончании обучения дети должны:
Процесс обучения русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования ролевых игр. Процесс обучения русскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей.
Родной язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа знанию родного языка отводится значительная роль. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Только родной язык соединяет человеческие души, историю с современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Каждый человек должен знать свой родной язык, это закон жизни и природы. Желание сохранять и развивать родной язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лишь инструмент для общения. На самом деле, он значит намного больше, чем просто общение. Родной язык — хранилище мудрости и памяти. Язык хранит все это богатство и делает его доступным не только для нынешнего поколения, но и для будущего. «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ» — это слова великого педагога К.Д. Ушинского. С давних времен мыслители, писатели, педагоги говорят о важной роли родного языка в становлении человека.
Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь родным языком, как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, культуру своего народа, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша.
Родной язык обладает огромной притягательной силой. И не случайно он отождествляет со священным словом «мать». В научных исследованиях встречаются различные трактовки родного языка. Большинство исследователей под термином «родной язык» понимают материнский, первый язык, который усвоен человеком с детства («язык колыбели») «Материнский язык» — самый радостный для ребенка язык, самый понятный, на котором она поет колыбельные песни. Именно с колыбели малыш начинает усваивать чистые родные звуки. Зерна добра и человечности, идеалы красоты и совершенства заложены, прежде всего, в маминых сказках, народном творчестве, так понятных и близких сердцу ребенка. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык. Особенно, в первые годы жизни ребенка, когда всё значительное время он проводит в семье и в большинстве случаев, с матерью. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и его воспитание, позитивно сказывается на формировании языкового поведения.
Язык передается по наследству и, поэтому, роль семьи и матери особенно велика. Именно родители определяют, на каком языке будет говорить их ребенок, право выбора зачастую принадлежит матери. На базе родного языка в кругу семьи происходит первичная социализация ребенка. Следовательно, именно в семье закладываются основы владения родным языком. Ребенок с самых ранних лет начинает формировать собственное «Я» по образцу родителей, которые в семье прививают любовь к своему народу, к родной культуре посредством языка. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов. Наблюдается тенденция — дети, проживающие с бабушками и дедушками, лучше владеют родным языком. И как показывает практика, дети, владеющие родным языком, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, легко приобщаются к русскому языку.
В повседневной суете мы совсем не замечаем и не обращаем внимания на то, как мы обижаем и унижаем родной язык. Не ценим его, как один из редких языков, как язык величайшего художественного творчества.
Рассмотрение вопроса о сохранении, развитии родного языка и национальных традиций позволяет говорить о том, что данный процесс осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому основная задача семьи в данном вопросе: прививать детям желание говорить на родном языке; воспитывать уважение к родному языку, культуре, обычаям и традициям своего народа.
Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря бытует мнение, дети зеркало своих родителей.
Мы должны сохранить русский язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В родном языке заключены мудрость древнего народа, его богатейший жизненный опыт, его история, которые питают умы потомков. Язык - это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»
План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творч...
О богатстве русского языка и культуре речи.
Русский литературный язык – величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Он служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между людьми.Настоящая культурная речь д...
Модуль "В мире русского языка и культуры"
Отчёт по модулю....
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ, как основной фактор, влияющий на развитие и повышение культуры владения русским языком
Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных программах все существующие основы для изучения русского языка и сохранения культуры русског...
Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...
Проект по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы: «Мосты культуры: Русский язык как основа единства российского народа»
Грамотный русский язык, добрые и полезные истории помогают ребенку узнать много нового о земле, на которой он живет, и полюбить ее всем сердцем. Чтобы слова ребенка «Я люблю свою Родину» о...