Что такое фонематический слух?
консультация (старшая, подготовительная группа)
Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_fonematicheskiy_sluh.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Что такое фонематический слух?»
Что такое фонематический слух?
Многие люди представляют работу логопеда только как исправление неправильного звукопроизношения у детей-дошкольников.
Но это не совсем так.
Логопедия охватывает все аспекты речевой деятельности человека: правильное произношение звуков, правильное грамматическое построение фраз, умение связно, образно излагать свой рассказ и грамотно пользоваться письменной речью. Письменная речь – это отражение устной речи, и все недостатки её, как в зеркале, проявляются и при письме.
Кроме логопедов, которые работают с дошкольниками, есть школьные логопеды. Они помогают детям преодолевать такие проблемы, как дисграфия и дислексия.
Дисграфия - это неспособность ребёнка овладеть грамотным письмом.
Дислексия – это неспособность овладеть навыками чтения.
Одной из причин появления подобных трудностей при школьном обучении может стать недоразвитие фонематического слуха.
Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова), тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.
Определить уровень развития фонематического слуха можно, предложив ребёнку поиграть в следующие игры: «Магнитофон», «Знайка», «Внимательные ушки». Во время игры ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Приоткройте нижнюю часть лица листом бумаги.
ИГРА 1 «Магнитофон»
Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов.
Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.
ИГРА 2 «Знайка»
Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.
Предложите сравнить слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.
Спросите, какими звуками они отличаются?
ИГРА 3 «Внимательные ушки»
Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.
Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.
Если ваш ребёнок воспроизвёл все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими фонемами различаются слова в игре 2, то у него в полном объёме сформировалось фонематическое восприятие.
Если же ребёнок, даже при повторе, не справляется с заданиями, то значит, вам необходимы специальные занятия и упражнения на развитие фонематического слуха. Обратитесь за консультацией к логопеду, он подскажет, как и в какой последовательности строить свою работу, подберёт соответствующий материал для занятий.
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Предоставляю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха:
Игры на развитие фонетического слуха у детей 4-6 лет
1.«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так кричит ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй.
2.«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающее слово, которое начинается с ударного гласного (а), (о), (у) или (и). Ребёнок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У –у - удочка», затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
3.«По дороге в гости»
Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаю вам поиграть с ребёнком. Итак, вы вышли из дома и идете к автобусной остановке.
Беседа:
- Куда мы идем? (К остановке автобуса)
- Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный пассажирский)
- Что ещё можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай)
- А метро – это какой транспорт? (Подземный)
- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)
- Какой грузовой транспорт ты знаешь?
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать машину?
- Мы едим в гости, а что такое «гости»?
- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук)
- А кто я бабушке? (Я бабушке дочь)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.
А также для развития фонематического слуха важно развивать слуховое внимание ребенка.
Предоставляю вашему вниманию игры на развитие слухового внимания:
Игры на развитие слухового восприятия
1.«Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведет звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, чтобы малыш их мог угадать.
2.«Где позвонили?»
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает еще раз.
3.«Угадай, кто сказал»
Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая Мишутке, Настасье Петровне или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющихся в сказке.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод: чем раньше родители обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое фонематический слух?
Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки), из которых...
Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...
Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"
В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...
Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие
В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его развития на формирование других умени...
Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".
В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику. Нарушения речи могу...
ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...